Реклама


Товары

загрузка...

Сочинение "Мое любимое стихотворение. (На примере поэзии XIX века)"

   Художественное творчество есть самая изумительная,
самая непостижимая, самая таинственная тайна.
   А. А. Фет

«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением,
умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой
», - писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье
«Стихотворения А. А. Фета».
   О творчестве Фета говорить легко. О стихах Фета говорить трудно.
   Легко - потому что за его коротким именем встают березовые
рощи и цветущие сады, рассветы и закаты, росы и звезды России.
   Трудно - потому что вокруг творчества Фета с момента появления
его первого сборника велись долгие споры.
   Читаешь Фета, его короткие, певучие стихи, и кажется, что их
писал юноша: так они прозрачны и легки.
   «Читаешь Фета - и словно открываешь калитку из сада в лес.
   Свежесть вливается в легкие», - так говорит о творчестве поэта Лев
Озеров. А мне хочется продолжить: читаешь Фета - и проникаешь
в тайны души человеческой.
   Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» стало для меня символом
всей фетовской поэзии. Я была немало удивлена, когда узнала,
что оно написано Фетом в годы военной службы. В этот период,
по собственному признанию поэта, муза его «упорно безмолвствовала
». Но вот на пороге 1850 года его «поэтическое начало»
пробудилось, и стали появляться в журналах новые фетовские стихотворения;
они, безусловно
, свидетельствовали о полном расцвете его
таланта. Во втором номере журнала «Москвитянин» 1850 года были
напечатаны двенадцать строк, присланные Фетом, тогда находившимся
на службе в должности кирасира, из Херсонской губернии:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
   Стихотворение о любви, о встрече влюбленных. Только любовное
свидание окутано какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то
таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по словам
автора, поэт «не подымает окончательно завесы перед зрителем,
предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку».
   Что-то заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь.
   Может быть, завораживающая «размытость», а может, необычность
и незавершенность композиции. Поражает «безглагольность» поэтического
текста. Как мне кажется, это не технический эксперимент
автора, а особенность стихотворения о «музыке любви».
   Все стихотворение - одна фраза, все ее части - назывные предложения,
и тем не менее оно полно движения, потому что картины, вспыхивая
мгновениями, сменяют друг друга, льются одним потоком, почти без
пауз, через запятую. И если в начале мы слышим трели соловья - птицы
ночи - и видим «серебро сонного ручья» и «ночные тени», то в конце
всем миром завладеет заря. Стихотворение читается на одном дыхании:
как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце -
выдох. Здесь нет логической последовательности, так как Фет сумел
выразить огонь крови, дрожь сердца, волнение и нарастание страсти:
«Шепот, робкое дыханье...», - так, пока еще робко, говорит о себе зарождающееся
чувство. «Ряд волшебных изменений милого лица», -
может, состояние природы меняет облик лирического героя? Или
изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы находим
в последних строках: «И лобзания, и слезы, \\ И заря, заря!..»
Многоточие в последнем предложении дает ощущение незавершенности,
а само стихотворение рождает состояние бесконечности.
   Перерождение лирического героя длится от заката до рассвета, но
сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь! Фет играет на
каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией.
   В этом и есть мастерство истинного поэта.
   А. А. Фет по-своему увидел красоту явлений жизни и сумел передать
ее с помощью различных средств поэтического языка: олицетворения
«сонный ручей», эпитета «волшебные изменения», метафор «бледный
блеск», «тени без конца». При всем разнообразии художественных
средств стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» выдержано в одной
тональности. Оно, как и многи стихи Фета, очень музыкально. Недаром
великий композитор П. И. Чайковский называл Фета музыкантом.
   Такое милое, певучее, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него
было споров! Одни говорили: лирика чистой воды. Другие не
понимали, как можно в пору общественных потрясений (1950-60 годы
ХIХвека) слагать такие безмятежные строки и воспевать «трели соловья
». Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеивающие
Фета. Но наряду с критикой, существовала и позитивная
оценка этого стихотворения. К числу его ценителей относился Ф.
   М. Достоевский, который назвал стихотворение «Шепот, робкое дыханье...
   » «памятником совершенства поэзии и языка», возбуждающим
«эстетический восторг и чувство красоты».
   Сам же поэт считал, что предметом искусства должно быть прекрасное:
красота, которая «разлита по всему мирозданию», любовь
«которая, как связующее начало, разлита во всей природе», сокровенные
моменты созвучия космической и душевной жизни, творения
искусства. Всем этим и «дышит» поэзия Фета. Его лирика слишком
необычна, причудлива и утонченна, она полна недомолвок, недоговоренности
оттого, что, как мне кажется, автор считает себя бессильным
словами передать смутные, трудноуловимые впечатления.
   Стихотворения А. А. Фета - особая глава русской поэзии. Автор
этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным.
   За что же я люблю поэзию Фета? Почему мое самое любимое
стихотворение - «Шепот, робкое дыханье...»? Наверное, потому что
стихотворения Фета- это гармонические мгновения, они живут единым
днем, но ценность этой мимолетности вечна. Мгновения как
бы вписываются автором в контекст вечности, а мимолетное ощущение
- в жизнь космоса. Поэт не говорит, о чем он думал, что понял,
что почувствовал, что ему открылось в этот миг, но, главное, он
передает ощущение космического единства мира и человека.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...