Реклама


Товары

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823-1886)

   Предки Островского принадлежали к духовному
званию и были выходцами из Костромы.
   Первым в Москву приехал его дед. Он был протоиереем,
овдовел и постригся в московском
Донском монастыре. Старший из его шестерых детей, Николай Федорович,
- отец будущего драматурга. После окончания духовной академии
он не стал священником, но поступил на гражданскую службу.
   В 24 года он женился, и 31 марта 1823 г. родился третий сын
Александр. Ему было 9 лет, когда скончалась его мать, и на руках
отца осталось шестеро малолетних детей. Мать, Любовь Ивановна,
была женщиной привлекательной и душевной, она оставила о себе
добрую память.
   В 1836 году Николай Федорович женился вторично на лютеранке,
баронессе Эмилии Андреевне фон Гессин, девице из обрусевшего
шведского рода. Она сумела стать для детей другом, окружив их
вниманием и заботой, много сделала для того, чтобы привить детям
вкус к языкам и музыке.
   Окончив московскую губернскую гимназию, Островский был
зачислен в студенты Московского университета на юридический
факультет. К учебе он не проявлял должного внимания (увлечен театром
и актрисами) и был отчислен уже со второго курса. По ходатайству
отца его зачислили в сентябре 1843 г. в Московский совестный суд.
   В этом суде разбирались гражданские дела между родственниками.
   Служба продолжалась более двух лет. В конце 1845 г. он поступает
в канцелярию Московского коммерческого суда. Работа в этом
суде дала богатый фактический материал для будущих пьес. Островский
от природы обладал особенным чутьем к фактам и психологии
русской действительности. Он имел уникальную возможность наблюдать
и анализировать поступки людей, принадлежавших к разным
сословиям в дореформенной России.
   Литературная деятельность Островского началась одновременно
с казенной службой. По его словам, к осени 1846 г. он написал несколько
сцен из купеческого быта и даже задумал целую комедию.
   14 февраля 1847г. Александр запомнил на всю жизнь. На квартире
профессора Шевырева Островский читал свою пьесу «Картина
семейного счастья». На квартире собрались мэтры литературы,
и все, что они услышали, вызвало у них горячее одобрение. Можно
назвать этот день днем рождения нового драматурга, чье имя сделало
переворот в драматическом искусстве.
   Продолжая службу в коммерческом суде, Островский не перестает
писать пьесы, да и материал для своих пьес он находит в живом
виде, непосредственно разбирая судебные иски. Он написал пьесу
«Банкрот», впоследствии «Свои люди - сочтемся». Уже в самом
названии пьесы выражен принцип однородности ее героев. Купец
Болынов, человек властный и сильный, деспотичный по отношению
к своей семье и партнерам, задумывает аферу, в результате которой
надеется прилично умножить свой капитал. Он объявляет себя банкротом,
добровольно садится в долговую яму, чтобы не платить кредиторам.
   Но ему нужны соучастники, и он берет себе в партнеры
для реализации этой аферы своего зятя Подхалюзина, мужа своей
дочери Липочки. Но Липочка и Подхалюзин обманывают самого
вора, оказавшись хорошими ученикми, преемниками его безнравственных
действий.
   Создавая типы Болынова, Подхалюзина, Липочки, Островский
стремился не просто обличить пороки купечества, но и вывести эти
типы на общечеловеческий уровень. Островский исследовал закон
бумеранга, разящего того, кто его посылает. Кругозор Болынова
ограничен Замоскворечьем, но и в своем Замоскворецком мире
он чувствует себя властелином. Уверенный в своем могуществе, в своем
авторитете главы семейства, он великодушно отдает нажитое дочери
и зятю.
   В этом повороте сюжета комедия о злосчастном банкроте и хитром
приказчике сближается с трагедией Шекспира «Король Лир», в которой
отец отдал все своим старшим дочерям и был ими выгнан
на улицу. Однако зритель не может сочувствовать Болынову, так как
знает, что он - безнравственный человек, вор, задумавший обокрасть
своих партнеров. Нельзя безнаказанно обманывать других.
   «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».
   Новая пьеса вызвала большие похвалы, ее читают во всех именитых
домах. Вскоре она была напечатана в журнале «Москвитянин».
   В 1849 г. Островский женился на Агафье Ивановне, женщине
простого происхождения, не очень красивой, малообразованной, но
отличавшейся природным умом, душевной привлекательностью
и сильным характером. Отец Островского не дал согласия на этот брак,
и супруги жили на скудные заработки драматурга. Как утверждают
современники, Агафья Ивановна до тонкости знала купеческий быт,
и пьеса «Свои люди - сочтемся» была написана не без ее участия.
   Но жили бедно, несмотря на все усилия Агафьи Ивановны экономить.
   Среди восторженных ценителей таланта Островского первое место
принадлежит критику Аполлону Григорьеву, одаренному незаурядными
литературными способностями, тонкому ценителю искусства.
   Григорьев в своих статьях об Островском пламенно воспевал талант
драматурга. Островский в его статьях - пророк нового слова.
   Судьба первой комедии была неожиданной. После того как пьеса
читалась во всех домах и была напечатана, ее не допускали к постановке
еще целых 10 лет, то есть она была напечатана в 1849 г.
   а поставлена-в 1859 г.
   В 1850 г. появилась в «Москвитянине» пьеса «Утро молодого
человека», и автор начинает работать над новой комедией «Бедная
невеста». Весь 1851 г. уходит на работу над этой комедией. Издатель
Островского Погодин был скупым, за первую комедию он заплатил
такой маленький гонорар, что Островскому стыдно было вспоминать
о нем.
   Чтобы добывать средства к существованию, приходилось заниматься
разной работой. И в период написания «Бедной невесты» он
пишет даже такие письма своим приятелям: «Сами знаете, в каком
положении я нахожусь. К такому празднику, когда расходы удесятерятся,
быть совершенно без копейки - вещь очень неприятная. Я не
знаю, что мне делать. Я просто теряю голову».
   И все же «Бедная невеста» имела большой успех. Слава пришла
к Островскому, его признавали исключительно талантливым драматургом.
   Но пока у Островского была только литературная слава. Его
пьесы долго не появлялись на сцене. «В бенефис Л. П. Косицкой
14 января 1853 г. я испытал первые авторские тревоги и первый успех.
   Шла моя комедия «Не в свои сани не садись»: она первой из моих
пьес удостоилась попасть на театральные подмостки», - писал
драматург. Пьеса имела громадный успех в Москве, а затем ее
поставили и в петербургском театре.
   23 января 1854 г. была поставлена и пьеса «Бедность не порок».
   Она не сходила со сцены всего зимнего сезона вплоть до Великого
поста. Публика принимала спектакль так горячо, что гостившая в это
время французская актриса Рашель могла позавидовать такому
успеху. Особенные похвалы достались знаменитому актеру Прову
Садовскому.
   Актерское искусство с приходом пьес Островского должно было
измениться коренным образом. На театральной сцене в основном
ставились пьесы переводные, которые требовали от актеров соответствующей
техники. А она совершенно не годилась для исполнения
ролей в спектаклях, поставленных по пьесам Островского.
   Должна была возникнуть другая школа искусства, которая учила
бы актеров играть русский национальный характер. Это было трудно:
нужно было переучиваться. Актеры разделились на две группы: «за»
и «против» пьес Островского. Во главе враждебной партии стоял
знаменитый Щепкин. Но в конце концов новое искусство победило,
и Щепкин уже в конце своей славной деятельности был покорен
талантом Островского и первый протянул руку примирения.
   В пьесах Островского блистал Пров Садовский. Открывалась область
русской жизни, которая впоследствии будет определяться как
«Театр Островского».
   В феврале 1856 г. Островский узнал о готовящейся литературной
экспедиции по Волге с целью изучения быта и нравов поволжских
поселений. Островский с радостью отправился в путешествие, потому
что любил Волгу очень давно и жаждал новых впечатлений.
   Известным результатом этой поездки явилась новая пьеса «Гроза»,
прославившая его навсегда как великого русского драматурга.
   Поездка по Волге открыла для писателя новый, необычный мир
русской жизни.
   Пьеса Островского была закончена 9 октября 1859 г., когда стала
известна история семьи Клыковых. Молодую жену Александру
Клыкову нашли в Волге 10 ноября того же года. Это совпадение говорит
о гениальной интуиции писателя.
   16 ноября 1859 г. состоялась премьера в Малом театре. Успех
пьесы, особенно на сцене, был так велик, что драматург был удостоен
Уваровской премии, высшей по тому времени награды за драматическое
сочинение.
   Первой исполнительницей роли Катерины была актриса Косиц-
кая, игра ее была убедительной. Островский сам принимал участие
в репетициях - он был влюблен в актрису. Агафья Ивановна в этот
период очень страдала... но роман закончился, и она успокоилась.
   Косицкая хорошо справилась с ролью Катерины, но самой совершенной
и гениальной игрой Островский считал игру драматической
актрисы Стрепетовой.
   Путешествие в Европу было предпринято с целью сравнения
западного и русского драматического искусства. По возвращении в Россию
он стал изучать итальянских драматургов и перевел четыре пьесы.
   Но несмотря на плодовитую и разнообразную литературную деятельность,
он не выходил из нужды. Островский порой доходил до
отчаяния. Он не знал, как ему жить с семьей, на что воспитывать
детей. Вообще, в судьбе Островского-драматурга происходили парадоксальные
явления. Он был признан талантливым драматургом, но
его пьесы редко ставили на сценах театра по той причине, что сценическое
искусство, с успехом демонстрируемое в зарубежных пьесах
и опереттах, не могло справиться с драматическими законами,
по которым писал пьесы Островский. Он решает бросить драматургию,
но это решение не могло осуществиться, потому что талант
обязательно должен быть реализован. Он уже дал театру 25 пьес, среди
них «Бедность не порок», «Гроза», «Бедная невеста», «Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский», «Не в свои сани не садись», «На
всякого мудреца довольно простоты», «Лес».
   Островский принимает решение создать театр-школу. До этого
момента в творчестве Островского пьесы прошли путь от бытовых,
исторических до пьес, воспроизводящих нравы и быт интеллигентской
среды.
   14 ноября 1866 г. открылся московский артистический кружок,
где он преподавал эстетические основы актерского мастерства нового
театра. Со временем Островский стал во главе русского сценического
искусства и русской драмы. Все художественные назначения
были связаны с его именем. Как личность Островский тоже был незаурядный
человек. Самой отрицательной чертой, как свидетельствуют
современники, была излишняя идеализация людей, особенно актеров.
   7 марта 1867 г. умерла Агафья Ивановна. Умерла тихо и нехлопотно,
как и жила. Островский прожил с ней 15 лет. Они похоронили
двоих детей. Остался один. За несколько лет до смерти своей жены
он полюбил молодую актрису Марию Васильевну Бахметьеву. Ко
времени кончины Агафьи Ивановны у них уже было двое детей. Он
обвенчался с Бахметьевой в феврале 1869 г., через два года после
смерти первой жены. К тому времени детей стало трое: пятилетний
Саша, трехлетний Миша, двухлетняя Машенька и ожидался четвертый,
оказавшийся мальчиком Сережей. Островский испытывал
чувство вины перед своей первой женой даже после ее смерти. Он
ценил в ней русскую женщину, отдавшую всю себя служению любимому
человеку. Она любила его всем сердцем и была ему настоящим
другом. Но молодость Маши Бахметьевой оказалась сильнее
верного сердца Агафьи Ивановны, она давала ему энергию для
дела всей его жизни.
   Популярность Островского росла, в период с 1853 по 1872 гг. его
пьесы прошли 766 раз на столичных и провинциальных сценах и
принесли доход Дирекции императорских театров около двух миллионов
рублей.
   Островский все же был довольно скромным человеком. Скромность
лежала в его природе. И она не давала возможности возгордиться
ему даже в период очень громкой славы.
   Поэтическая сказка о любви «Снегурочка» вдохновила двух композиторов,
Чайковского и Римского-Корсакова, для создания опер.
   И «Снегурочка» осталась образцом тонкой лирической поэзии, единственной
в литературной деятельности Островского.
   8 1870-е гг. драматург обращается к теме актерской среды-
«Лес», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники». Наряду
с ними он пишет пьесы о разнообразных типах из интеллигентской
среды: «Волки и овцы», «Поздняя любовь», «Бесприданница»,
«Богатая невеста», «Последняя жертва».
   После изучения психологии разных характеров интеллигентов
он снова возвращается к «темному царству» купцов. «Горячее сердце
», «Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше»,
«Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Здесь -
купцы или подлинные уроды, чудовища, или просто невменяемые.
   К восьмидесятым годам он занимал место вождя и учителя русской
драмы и сцены, и эта слава сопутствовала ему до его кончины
2 июня 1886 г.
   Театр Островского. Островский проработал для русской сцены
40 лет. Он создал около 50 пьес, в них показана вся русская жизнь, от
сказочных времен («Снегурочка»), исторических («Козьма Захарыч
Минин, Сухорук») до жизни повседневной, современной. Но и для
XX в. его драмы звучат современно, потому что достоверно изображают
психологию разных типов людей. И главная заслуга Островского
- это создание русского национального театра. До Островского
были отдельные пьесы Грибоедова, Фонвизина, Гоголя,
но не было театральной системы, позволяющей играть достоверно
русский характер. Островский создал театральную систему, которая
стала называться «Театр Островского».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары