Реклама


Товары

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

   Происходил из старинного малороссийского (украинского) рода.
Его дедом была похищена
дочь помещика Лизогуба. В семье Лизогубов
было странное отношение к религиозности,
был «особый мистицизм», способность созерцания мира Иного.
   Отец Гоголя обладал литературными способностями и передал
сыну юмор и писательский талант.
   Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная,
но со странностями. Всю жизнь ее преследовал страх перед
Провидением. Она боялась преследования темных сил и этот мистический
страх передала сыну. Когда Гоголь был еще маленьким, она
рассказала ему о Страшном Суде, который ожидает грешника после
смерти. Этот рассказ так потряс мальчика, что страх перед Возмездием
преследовал его всю жизнь. Его вера родилась из образа
Страшного Суда. И этот образ незримо присутствовал во многих
его произведениях.
   1821-1828 гг. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества
- время сложной и глубокой внутренней работы, внешне
носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все
в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный,
одинокий и гонимый светом мечтатель».
   Из письма к матери в 1828 г.:
«Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно.
   Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения.
   В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом -
угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - бол тлив
и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп.
   И обязательное гонение света».
   Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,
об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит
желание самоутвердиться, но кто в юности не желал этого?
Гоголь верит в свое высокое предназначение. У него очень странные
фантазии относительно своей личности - от повара до министра
юстиции. Гоголь не знает границ реальности.
   В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его
неприветливо. Он уезжает в Любек с тем, чтобы, как он полагает,
вдали от Петербурга почувствовать и полюбить его. По возвращении
пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831), смесь юмора и мистики.
   Демоническое вторгается в жизнь людей, меняет ее самым
причудливым образом. Успех колоссальный. Кружится голова от
такого успеха, даже появляются хвастливые нотки.
   1832 г. - выпускает вторую часть «Вечеров», а затем - затишье.
   1833 г. - «Сколько начинал, сколько пережег, сколько бросил», -
писал Гоголь об этом периоде.
   1835 г. - издает сборники «Миргород», «Арабески». В цикл «Миргород
» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»,
«Вий», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
а в сборник «Арабески» вошли так называемые «Петербургские
повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
   Во всех повестях, кроме «Как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем», все герои умирают. В «Старосветских помещиках
» умер идиллический мир добрых старичков; гибнет Тарас
Бульба с двумя сыновьями («Тарас Бульба») сходит с ума и перерезает
себе горло художник Пискарев («Невский проспект»), умирает
художник Чартков в «Портрете», сходит с ума чиновник Поприщев
(«Записки сумасшедшего»).
   «В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект
», «Записки сумасшедшего» - Гоголь с различных сторон
подходит к проблеме зла в искусстве и в любви. Он говорит о том,
что природа любви трагична, а природа красоты - двусмысленна.
   Красота обладает страшной силой - она способна погубить человека,
в ней скрыто две природы: ангельская и дьявольская.
   До самой смерти Гоголь не знал любви - этого, по его словам,
«первого блага в свете». И это объясняет многие особенности его
характера.
   Гоголь был очень глубоким психологом. Его психологизм - на
грани мистики и реальности. Глубокий мистический опыт привел его
в такое состояние, что он испытал ужас перед любовью, перед ее
разрушительной силой.
   В «Вие», этой страшной повести, Хома Брут не любит панночку,
но он испытывает дьявольское наслаждение от нее. Он погибает,
потому что ему мстит ведьма.
   В «Невском проспекте» художник Пискарев гибнет от демонической
силы красоты. Художник видит в красоте высшую Божественную
реальность, она - откровение Бога на земле. Его поклонение
красоте, любовь к прекрасной женщине равны религиозному служению.
   Но вот Пискареву открывается другая правда: в этом мире
божественные черты могут принадлежать развратнице, ведущей низменную,
презренную жизнь проститутки.
   Художник не может принять такую жизнь, где «красота божественного
происхождения извращена «злым духом», он хочет жить в своей
мечте, где красота наполняет смыслом его жизнь. И если выбирать
между мечтой и реальностью, то художник выбирает мечту и уходит
из жизни - его нашли мертвым с перерезанным горлом. Он искал
красоту и оказался ее жертвой. «Красавица, так околдовавшая бедного
Пискарева, была действительно чудесное, необыкновенное явление...
   Она бы составила неоцененный перл, весь мир, весь рай,
все богатство страстного супруга... Она бы составила божество в многолюдном
зале... Но увы! Она была какою-то ужасной волею адского
духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту
страшную пучину».
   В чем тайна красоты? - И в «Невском проспекте» он отвечает,
«что красота - эта небесная гостья», которая находится во власти
злых сил и губит всех, кто к ней приближается. Она извращена «адским
духом».
   В «Тарасе Бульбе» для Андрия, младшего сына Тараса Бульбы,
зов красоты сильнее чести, веры, родины. Он становится предателем
во имя любви к красоте. Его сердце рядом с панночкой, которая
заменила ему отца, мать, родину. И он погиб не от руки Тараса, а от
страшной силы красоты, околдовавшей его.
   В «Портрете», завершившем первый период творчества, где
Гоголь пытался решить эстетические задачи и размышлял над природой
красоты, он определяет задачу ответственности художника перед
миром. «Художник, создавая картины, ответственен за то, как воздействует
та или иная картина на сознание людей».
   Сюжетно «Портрет» делится на две части:
I ч а с т ь. История художника Чарткова.
   Он, будучи молодым и талантливым, но нищим, однажды в лавке
увидел портрет ростовщика. Его поразили глаза на портрете, они
были как живые и источали какую-то магическую силу. Невольно
портрет (такая в нем была сила) изменил жизнь художника. Он забыл
все свои мечты о прекрасном искусстве и стал писать портреты,
в которых изображал то, что хотел клиент, словом, он стал модным
художником. Но, предав искусство, талант, он гибнет.
   Его историю можно представить в такой закономерности: талант -
искушение - гибель таланта - смерть художника.
   II ч а с т ь. История самого портрета - история жертв злой силы,
исходящей от него. Отсюда размышления писателя об ответственности
художника перед искусством. Каким должен быть художник?
Он прежде всего должен быть духовным человеком, и искусство
по природе своей должно быть духовным, иначе зло проникнет
в искусство. Гоголь предъявляет к искусству очень высокие
требования.
   1836г. -год великого перелома.
   В университете писатель читал лекции по истории, но преподавателем
был плохим, читал лекции «вяло и неинтересно», и по его
словам, «расплевался с университетом».
   К этому году он написал комедию «Ревизор», на которую возлагал
очень большие надежды. Пьеса имела успех, но Гоголь был недоволен
реакцией публики. Чего он ожидал? Он наивно полагал, что Россия,
в основном чиновничество, увидит в «Ревизоре», как в зеркале,
свои пороки и немедленно рухнет на колени, зальется покаянными
слезами и мгновенно преобразится... но, конечно же, этого не произошло.
   В этот период Гоголь полагал, что искусство призвано искоренять
пороки людей, но его постигло жестокое разочарование,
которое вызвало в душе писателя перелом, совпавший с отъездом
за границу и знаменующий новую эру в его творчестве.
   1836-1842 гг. Но разочарование сменилось прозрением. Он вдруг
ощутил в себе «силы необъятные» и понял свое назначение. Это назначение
- писание поэмы «Мертвые души», - «вся Россия явится в ней».
   Первый заграничный период (1836-1839). Гоголь полон жизнерадостности.
   Восхищается Римом, называет его престолом Красоты.
   Живет среди художников, сам учится живописи.
   1840 г. - живет в России, затем снова за границей. Пишет завещание
и готовится к смерти. Но он не умер, и о том, что произошло с ним
в этом году, говорит намеками: Божественное вмешательство.
   1841 г. - пишет повесть «Шинель» и вслед за Пушкиным продолжает
тему «маленького человека» в литературе.
   Повесть «Шинель». Гоголь создал в русской литературе наиболее
яркий и запоминающийся образ «маленького человека». Герой повести
«Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, всеми обижаемый
и унижаемый чиновник низшего разряда. Всю свою жизнь он занимается
переписыванием бумаг, так как это умел делать лучше всего.
   «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его
видели на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой
должности, тем же чиновником для письма».
   Гоголь подчеркивает неизбежность этой «участи» Башмачкина,
указывая, что он как будто родился в вицмундире, готовый стать
титулярным советником.
   Внешность Акакия Акакиевича - самая заурядная. Удивительно,
что Башмачкина высмеивают не только начальство и сослуживцы,
но и те люди, которые ниже его по социальному положению.
   Образ Башмачкина вполне мог превратиться в повести в некую
карикатуру, бездушное существо, если бы не сочувствие самого автора.
   «Ни одного слова не отвечал на шутки и издевательства сослуживцев
бедный чиновник, но только иногда, когда шутка становилась
невыносимой, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня
обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким
они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее
на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который,
по примеру других, позволил себе посмеяться над ним, вдруг
остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось
перед ним и показалось в другом виде. И в этих проникающих
словах звенели другие слова: «Я брат твой!» В отрывке - ключ
к пониманию образа «маленького человека», созданного Гоголем
в повести «Шинель».
   Смешной чиновник Башмачкин мечтал о теплой шинели. Конечно,
приобретение шинели скорее насущная необходимость, но для
«маленького человека» эта было мечтой. Но недолго герой повести
носил теплую шинель, ее украли на второй день. Башмачкин умирает,
так и не успев насладиться своим счастьем. Но, по мнению
автора, справедливость должна восторжествовать. Не забудем, что
Гоголь обладал мистическим видением.
   Автор вводит в сюжет повести фантастический элемент - привидение,
до смерти напугавшее «значительное лицо», по чьей вине
пропавшую шинель Башмачкина даже не стали искать. Справедливость
восторжествовала. Сам же «маленький человек» Гоголя
оказывается неспособным вынести давление внешнего мира.
   Малейшее посягательство на его спокойствие, на его внутреннее
равновесие-и он умирает.
   1842 г. - издан первый том поэмы «Мертвые души». Над вторым
томом он начинает работу сразу же. Работа дается ему с трудом.
   С 1842 г. начинается отчуждение между друзьями и Гоголем. Идет
внутренняя тяжелая работа, мысли о служении Красоте и искусству
начинают мучить, но теперь он полностью обращает внимание
на себя, на свою душу. Он был мучеником идеи.
   В письме к В. Жуковскому:
«Много труда в пути и душевного воспитания впереди еще. Чище
горного снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только
я приду в силах начать подвиг и великое поприще, тогда только разрешится
загадка моего существования».
   Написание поэмы «Мертвые души» было сопряжено с поисками
своего духовного пути. Идея «мертвенности жизни» в комедии «Ревизор
» и, особенно, в «Мертвых душах» заставила его проделать
путь вместе с Чичиковым от Манилова до Плюшкина в надежде
смехом над пороками, над их «мертвыми душами» разбудить Россию,
заставить ее покаяться и тем самым спастись.
   В 40-х гг. появляются заметки Гоголя о некоторых героях «Мертвых
душ». «Гоголь прослеживает превращение живой души в мертвую:
постепенно человека охватывают "пошлые привычки света, условия,
приличия" опутывают его, образуют твердую скорлупу вокруг
его души. А как попробуешь добраться до души - ее уже и нет;
окаменевший кусок и весь человек, превратившийся в страшного
Плюшкина, у которого если и выпорхнет иногда что-то похожее на
чувство, то это похоже на последнее усилие утопающего человека».
   1845 г. - трагический год в жизни Гоголя. Плохое физическое
самочувствие. Наступало какое-то оледенение тела. Замирала и душа.
   Врачи ничего не могли понять.
   В июле 1845 г. - первое сожжение 2-го тома «Мертвые души».
   Это тайна.
   С Гоголя начинается литература вопросов: «Кто виноват?», «Что
делать?», «Откуда появляется Зло?». Он мучительно размышляет над
вопросами Бытия. Гоголь ощущал мировое зло как омертвение души,
и он гениально выдумывал «мертвые души». Но как спастись? Как
избежать омертвения души? Во втором томе он пытается все «мерзости
» свести к прекрасному источнику и путем нравственного воспитания
переделать «мертвые» души в «живые», но потерпел поражение.
   «Он полагал, что зло - это искаженное добро и это зло можно
снова превратить в добро. Увы! Это оказалось холодной утопией».
   Религиозный кризис 1847-1848 гг. Издает «Переписку с друзьями»,
в которой излагает свои взгляды на искусство, раскаивается в том, что
написал, можно сказать, отрекается от своего творчества. После издания
«Переписки» к Гоголю пошли жестокие письма. Его никто не понял,
не поняли, почему Гоголь хочет стать духовным проповедником.
   В мае 1847г. Гоголь пишет «Авторскую исповедь», где пытается
объяснить, почему он оставил искусство ради проповеди. Он переживает
религиозный кризис, отказывается и от писательской деятельности,
и от проповеднической, и даже начинает сомневаться
в своей религиозности, в своей близости к Христу. Решает посетить
Святую Землю. Но посещение им гроба Господня разочаровало его.
   Он был разочарован тем, что не увидел того, о чем когда-то мечталось -
не было трепета. Даже не мог молиться.
   Кризис проходит, и годы 1848-1851 можно назвать духовным
просветлением. В «Авторской исповеди» и в «Переписке с друзьями»
Гоголь отрекается от своего писательства, но, вернувшись из Святой
Земли, отказывается от своего малодушного решения и приступает
к писанию второго тома «Мертвых душ».
   Прошло три года (1845) со дня сожжения второго тома. В общей
сложности работа над двумя томами «Мертвых душ» продолжалась
около 11 лет.
   В1851 г. отправляется из Москвы в Васильевку на свадьбу своей
сестры, не доехав до Калуги, заболевает и едет в Оптину Пустынь.
   В обители происходит исцеление как физическое, так и духовное.
   Он пишет «Размышление о Божественной литургии Восточной церкви
». Оно признается одним из самых вдохновенных и духовных
толкований Литургии. По сути - это серьезный богословский труд.
   В конце января 1852 г. умерла жена Хомякова, религиозного
философа. Ее смерть потрясла Гоголя. Он вдруг с ужасом поверил в
неминуемость смерти и стал готовиться к ней подвижнически: говел
на масленице; «перед принятием Святых Даров у обедни пал ниц
и долго плакал». Большую часть ночей проводил без сна, в молитве.
   Из письма Плетнева Жуковскому: «Пропуская лишь несколько
капель воды с красным вином, он продолжал стоять коленопреклоненный
перед множеством поставленных перед ним образов и молиться.
   На все увещевания он отвечал кротко и тихо: "Оставьте меня,
мне хорошо".
   В ночь на 12 февраля Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».
   Потом сожалел, думал, что Сатана подвигнул его на этот шаг.
   21 февраля он умер. Врачи разошлись во мнениях. Одни говорили,
что уморил себя голодом. Другие - что причиной был страх смерти,
религиозное помешательство.
   Но есть еще одно мнение: Гоголю был подан знак свыше, и он
перестал бороться за жизнь, стал готовиться к смерти, чтобы достойно
вступить в Царство Христа.
   Жизнь, прожитая Гоголем, полна таинственного смысла и трагического
величия.
   Сергей Аксаков: «Я признаю Гоголя святым, это истинный мученик
нашего времени и в то же время мученик христианства».
   Были использованы: статья К. Мочульского «Духовный путь Гоголя
», произведения К В. Гоголя, Энциклопедия для детей, статья
Ю. Айхенвальда «Гоголь».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары