Реклама


Товары

загрузка...

Сочинение "Проблема нравственного выбора в романе В. Быкова «Сотников»"

   Василь Быков является одним из тех писателей, кто посвятил свои
произведения размышлениям о событиях Великой Отечественной
войны. Все его творческие успехи были обеспечены мужеством в
отстаивании правды о человеке середины XX столетия, выстраданной
не только творческим поиском, но и собственной жизнью. Его солдатский
опыт определил коренные основы его художественного сознания.
   Повесть «Сотников», написанная в 1970 году, - одно из произведений
Быкова, в котором он стремится исследовать причины тех
или иных поступков человека на войне и внутренние переживания
и размышления героя.
   В повести Быков поднимает философскую проблему - проблему
нравственного выбора. Главными героями являются два партизана,
Сотников и Рыбак, попавшие в плен к полицаям.
   Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны.
   Несмотря на то, что в произведении мы видим его в качестве рядового
партизана, в нем остается гордость, несгибаемость и самоуверенность
комбата, а также высокое сознание своего долга. «Уж чего другого,
а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих».
   Рыбак - товарищ Сотникова. Он окончил всего пять классов
и всю свою жизнь служил в пехоте. Он не может сравниться с Сот-
никовым в плане интеллекта, но автор изображает его гораздо более
дееспособным и расторопным, нежели Сотникова: Рыбак знает лес
как свои пять пальцев; у него под рукой имеется полотенце, которое
он отдает простудившемуся Сотникову. Поэтому повесть можно
условно разделить на две част и: до ареста партизан и после.
   До ареста симпатии автора как будто на стороне Рыбака. С помощью
различных художественных приемов и средств выразительности
он создает образ деятельного, живого человека, твердо знающего
свои обязанности и способы их выполнения. Рыбак выражает
свою заботу и беспокойство о напарнике («Что ты шапки какой
не достал? Разве эта согреет?»), отдает ему половину своей пареной
ржи, подбадривает, замедляет шаг, чтобы идти рядом с товарищем.
   Сотников в сравнении с Рыбаком кажется пассивным и безразличным.
   Создается впечатление, что он вел бы себя точно так же, и все
его поступки мотивировались бы одним упрямством («Без особой
готовности Сотников протянул руку», «Сотников не подумал о болезни»,
«Не хватало еще болеть на войне»). Писатель постоянно подчеркивает,
что Рыбак является опорой Сотникова, который полностью от него
зависит («Рыбак уверенно шагал впереди вдоль опушки леса. Сотников
опять приотстал»; «Сзади тем временем притащился Сотников
»). Рыбак показан активной фигурой, Сотников же только во всем
пассивно соглашается с ним.
   Картина полностью меняется во второй части повести, после
ареста Рыбака и Сотникова. Как только их посадили на сани и повезли
к следователю, у Рыбака сразу же возникает малодушный страх
за свою жизнь. Мысли судорожно бьются в голове, и среди них он
пытается найти способ к спасению. Его натура, жаждущая действия,
не может примириться с неизбежностью смерти («Он все ловил момент,
чтобы убежать»; «Он хотел жить! Он еще и теперь не терял
надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись
»). Теперь основной прием автора в изображении Рыбака -
показ бездуховности его натуры, его трусливости и внутренней несвободы
как основных черт характера.
   Сотников по-прежнему остается внешне пассивен. Но автор переходит
теперь к передаче его внутренних переживаний и размышлений,
и оказывается, что пассивность вовсе не есть покорность судьбе,
а лишь способность трезво оценить остановку и выбрать смерть как
единственно возможный выход из сложившейся ситуации. Сотников
не может стать полицаем - его нравственные устои не позволяют
ему этого - поэтому он бесстрашно идет на казнь.
   Писатель снова использует контраст в изображении героев, но
теперь его симпатии на стороне Сотникова, а не предателя Рыбака.
   Вторая часть полностью посвящена раскрытию внутреннего мира
героев. Для этого Быков переходит от описания действий героев
к описанию их мыслей. Оказывается, что Рыбак, несмотря на его
активную деятельность, только «плывет по течению», подчиняясь
обстоятельствам. Он действует «инстинктивно, без размышлений».
   Согласие на службу в полиции - пример подчиненности обстоятельствам,
а не свободного выбора.
   Сотников в повести является отнюдь не безупречным героем.
   Страх за свою жизнь свойственен и ему. Но по мере развития событий
он меняется, утрачивает свои категорические оценки и макси-
мации, становится гуманнее. Фраза, часто употребляемая автором
при передаче размышлений Сотникова:«.. .хотел что-нибудь сделать
для других».
   Проблема нравственного выбора в произведении о войне, безусловно,
должна привлечь и строго вымеренные художественные средства.
   Вероятно, этим руководствовался В. Быков, утверждая на страницах
произведения высокую, благородную идею жертвы, поэтому
эмоциональный план несколько снижен. В центре внимания
размышления героев, а чувства и переживания вынесены за пределы
текста, давая возможность читателю самому «переживать» и догадываться.
   Такая своеобразная недосказанность расширяет художественное
пространство повести.
   В противопоставлении двух образов также видна намеренность,
оправданная идеей нравственного выбора. Личность Сотникова
раскрыта в своей психологической полноте, привлекательны его проницательность
и умение анализировать. Образ Рыбака, напротив,
«страдает» неполнотой, даже какой-то неестественностью. Например,
во время казни Сотникова и остальных заключенных Рыбак ведет
себя так спокойно, даже несколько глупо, что это кажется неправдоподобным.
   Стоит отметить, что после смерти Сотникова поведение Рыбака
тоже неестественно. Он начинает винить в случившемся немцев,
войну, полицаев, Сотникова, но впечатление такое, что он не осознает
того, что произошло. Но опять же такое контрастное изображение
психологии героев «идеально» раскрывает высокую идею жертвенности.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...