Реклама


Товары

К истории вопроса

   В военной прозе можно выделить два периода:
1) проза военных лет: стихи, рассказы,
очерки, написанные непосредственно во время
военных действий, вернее, в короткие промежутки между наступлениями
и отступлениями;
2) послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих
больных вопросов, как, например, за что русскому народу выпали на
долю такие тяжкие испытания? Почему в первые дни и месяцы войны
русские оказались в столь беспомощном и унизительном положении?
Кто виноват во всех страданиях? Эти и другие вопросы, которые
возникали при более пристальном внимании к документам и воспоминаниям
очевидцев в уже отдаленном времени.
   Но все же это условное деление, потому что литературный процесс -
это явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление
темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период
военных действий.
   Литература о войне началась 22 июня 1941 г. с обращений известных
писателей к народу, с публицистических статей, со стихов. То,
что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом
отношении - это были баллады, лирические стихи, песни, яркие
эмоциональные очерки. М. Шолохов «Наука ненависти», «Они сражались
за Родину». К. Симонов, стихи: «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины», «Синий платочек», «Жди меня, и я вернусь». Стихи
А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского «Василий Теркин
», стихи О. Бергольц, очерки if. Эренбурга, повесть Э. Казакевича
«Звезда» - далеко не полный перечень имен и произведений,
написанных во время войны.
   Начало войны, отступление советских войск с большими потерями,
зверства фашистов, отчаяние русских людей... и надежда на победу,
зародившаяся в самых глубинах народного сознания, которая
переросла уже в середине войны в уверенность в победе. Как
объяснить резкий перелом в войне? Вопрос далеко не праздный,
и, задавая его, писатели в своих произведениях исследовали жизнь
и подвиг советских людей, обеспечивших победу в войне с фашистами.
   Лучшее в литературе военных лет было создано, как утверждают
специалисты по военной прозе, в первые 1,5-2 года, когда все
понимали, что родине грозит большая беда, а поражения на фронте
воспринимались как трагедия целой страны и как личная трагедия.
   И в прозе, и в поэзии первых военных лет была наибольшая правда,
очищенная от всякой идеологической шелухи. Но во второй половине
войны, когда появилась надежда на победу, с литературой произошел
странный парадокс: правда ушла, а осталась идеологическая
пропаганда о силе советского оружия, о коммунистической партии,
которой принадлежит ведущая роль в победе над фашистами, о роли
вождя, товарища Сталина. Было забыто, что перед началом войны
Сталин подписал пакт о ненападении с фашистом Гитлером. Как это
было возможно - союз фашиста с коммунистом?
Война - это всегда тяжелое испытание не только для страны, но
и для каждого отдельного человека. Не дай Бог, случиться такому.
   Но война несет с собой и мощное пробуждение сознания. Человек на
войне был не советским, а русским, а это большая разница. Но тоталитарный
режим был настороже. Изменилось сознание людей,
прошедших через муки ада, как на фронте, так и в тылу, но не изменился
социалистический строй с культом личности Сталина и с концентрационными
советскими лагерями. На страну опустился железный
занавес. Режим почувствовал пробуждение народного самосознания
и пресек его.
   И проза третьего и четвертого года войны, в отличие от прозы первых
лет, уже была не столь правдива: теперь вместо правды была
лакировка действительности, в которой громко звучали имена великих
вождей. Военная проза все больше и больше принимала иллюстративный
характер без попытки проникнуть в психологию процесса
и в психологию отдельного человека. За время войны было
написано множество пьес, более 150 повестей и романов, множество
статей, но полное осмысление произошло позже.
   Первым произведением, попытавшимся разрушить миф о стереотипе
солдата-победителя, была повесть Виктора Некрасова «В окопах
Сталинграда» (1946). Она получила оценку как «повесть
окопной правды», где нет ничего героического. В повести описываются
обычные солдатские будни, герои не произносят громкие фразы.
   1942 год - один из самых трагических моментов войны, Сталинградская
битва показана через восприятие главного героя, инженера-лейтенанта
Керженцева, человека, чьи отношения со своим ординарцем
Валегой вызывают уважение. В основе отношений - преданность
простого солдата, понимание своего долга. Критерий высокой нравственности
- отправная точка для оценки и событий, и поступков
героев повести. Вызывают симпатии те герои, которые сильны,
выносливы. «Окопная правда» рассказывает о характере русского
человека, который в самых невероятных ситуациях сохраняет невозмутимость.
   Невозмутимость рождает оптимизм, а иначе откуда взять
силы для победы?
Лейтенант Керженцев юн, и события воспринимаются им с большой
наивностью, но автор старше Керженцева, поэтому его герой избегает
непоправимых ошибок. На войне нельзя обойтись без быта, поэтому,
сталкиваясь с неудобствами военной жизни, лейтенант все время вспоминает
свою прошлую жизнь, которая теперь всплывает в сознании
как нереальная. Не верится, что когда-то он любил смотреть на луну,
ел шоколад и любил выпить с ребятами. Самым главным качеством
героя является его внутренняя интеллигентность, качество, которое
нельзя истребить ни в каких ситуациях.
   Исследование характера человека на войне ведется писателем
через отдельные эпизоды, потому что только в самых крайних ситуациях
происходит отделение главного от наносного.
   Одним из таких эпизодов, раскрывающих правду о войне, является
эпизод атаки высоты. 19 ноября - день рождения Керженцева,
на шесть утра назначено наступление по всему фронту. На атаку имеются
два плана: командира батальона Ширяева и начальника штаба
полка Абросимова. План Ширяева хитроумен, при его выполнении
будут малые потери. Абросимов предлагает атаку в лоб, совсем не
слушая других доводов. Приказу подчинились - в лобовую атаку
пошли все, в том числе и командующий состав. Немцы обстреливали
поле - никому нельзя было пошевелиться. В воронке на руках у Керженцева
умирает раненый старший лейтенант Харламов. Батальной
потерял более половины бойцов.
   Абросимова судят, его обвиняют в безжалостном отношении
к людям, в нелепых приказах. Таких как Абросимов, властных, но
черствых людей, для которых солдаты - только пушечное мясо, в армии
было немало.
   Вся же повесть Некрасова повествует в основном о настоящих
человеческих отношениях между солдатами и офицерами, но в повествовании
нет патетики, свойственной военной прозе тех лет.
   Героизм, показанный через будни, стал синонимом жизни на войне.
   В произведении Некрасова отсутствуют начальники как герои, нет
и политработников, за исключением «милого Сенечки», рассказывающего
о последних новостях. Нет там и Сталина, но зато есть солдаты
и офицеры, не умеющие и не желающие анализировать ситуацию
в целом, а знающие только то, что творится «под носом». Но именно
эта «окопная правда» и не понравилась критикам.
   Повесть была издана в 1946 г., её появление в литературе оказалось
отправным моментом для появления впоследствии «лейтенантской
прозы».
   Жизнь писателя сложилась трагично, он был объявлен врагом
народа. Некрасов эмигрировал в Париж в 1974 г. Скончался 3 сентября
1987 г. Посмертно был восстановлен в рядах Союза писателей.
   Им написано немного, наиболее известно последнее произведение
Виктора Некрасова «Маленькая печальная повесть» о трех товарищах,
переживших 70-е гг., годы застоя.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары