Реклама


Товары

загрузка...

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

   Имя Марины Цветаевой - синоним трагического пути поэта,
бросившего вызов судьбе. Она хотела быть свободной, как свободен
поэт-романтик, создающий свой собственный мир и в конце концов
его разрушающий. 31 августа 1941 г. она покончила с собой-повесилась
- не выдержала натиска того мира, от которого она постоянно
уходила в мир грез, сотканный из любви, отчаяния, исступления.
   Ее внешняя жизнь была одной, а внутренняя - другой, они соединились
в момент прощания Марины Цветаевой с миром. Ее предсмертная
записка к сыну: «Прости меня, но дальше было бы хуже...»
Сначала в ее судьбе все было прекрасно:
родилась и воспитывалась в интеллигентной
семье, где главой был профессор Московского
университета. Наверное, она была уже с детства
избранницей музы поэзии, в 18 лет выпустила первый сборник стихов
«Вечерний альбом» (1910), поведавший о грезах юной девушки,
в которых раскрывается двойственность восприятия мира (любовь
к высокому и желание познать соблазны каждого земного мига).
   1911 г. - знакомство с Сергеем Эфроном, ставшим ее мужем, определило
и дальнейшую жизнь, связанную с судьбой этого человека.
   Марина была счастлива в браке, и Сергею Эфрону посвящен второй
сборник стихов «Волшебный фонарь» (1912). После «Вечернего альбома
», сделавшего ее имя известным, второй сборник получил более
сдержанные оценки, но все же ее стихи появляются в «Антологии»,
выпущенной в символистском издательстве «Мусагет», рядом со стихами
Андрея Белого и Ходасевича. У Цветаевой был роман с собственной душой, и она откровенно заявляет об этом. У молодой
поэтессы очень богатое воображение, и она черпала из него, как из
бездонного колодца, все свои поэтические образы. Она называла себя
«чистым лириком», а одна из главных черт его - это самодостаточность,
творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Но эгоцентризм
и индивидуализм в ее случае - не синонимы эгоизма. Она ощущала
себя не похожей на других, поэтому осознавала обособленность своего
бытия в мире других - нетворческих людей, в мире быта. В ее поэтическом
пространстве всегда противопоставлены я - они, я - вы.
   Лирическая героиня - весь мир.
   Повседневность и поэтический мир - две составляющие ее стихов,
Так никто не писал, и она сама предсказала судьбу своим стихам:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
   1913
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь. 1913
Самое известное романтическое стихотворение «Генералам двенадцатого
года» соткано из противоположностей:
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие-
И весело переходили
В небытие.
   Илиобабушке-«юнаябабушка».ОМоскве:«странноприимныйдом!»
Всяк на Руси-бездомный.
   Мы все к тебе придем.
   1916
Все просто и ясно.
   Я в грудь тебя целую,
Московская земля! -
так признавалась в любви и восхищалась Москвой молодая поэтесса.
   Метафоры ее сложные и в то же время простые и легко узнаваемые.
   Очень красиво и просто Цветаева говорит о своем появлении на свет:
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
   Я родилась, (ранней осенью)
Спорили сотни
Колоколов.
   День был субботний,
Иоанн Богослов. (В церквах были службы, посвященные
Иоанну Богослову.)
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть, (метафора жизни)
Она была открыта миру настежь: «Все двери с петли: в Жизнь!»
Радостная и вполне благополучная жизнь Марины Цветаевой
закончилась в 1917г. В ноябре муж Цветаевой Сергей Эфрон отправился
на Дон с белой армией, а она, оставшись в голодной Москве
с двумя дочерьми, не умея достать хлеба, вынуждена была отдать
дочерей в приют. Младшая дочь Ирина умерла от голода в голодную
зиму 1919-1920 гг. Кто виноват? Часть вины всегда лежит на родителях.
   Марина это понимала, и, чтобы спасти и себя, и старшую дочь
Ариадну, она уехала вслед за мужем в Чехию. И вроде бы все стало
налаживаться.
   Стихи Марина писала всегда, вне стихов она вообще не мыслила
себя, свою жизнь. А в страшные годы в Петрограде написала сотни
стихов, поэму «На красном коне» (1921), поэмы-сказки «Царь-девица»
(1920) и «Переулочки» (1922), шесть пьес, тома дневников. Она
осталась жить, потому что жила в «стране Поэзии».
   Для Марины Цветаевой ее муж был символом рыцарства, она
романтизировала и белое движение, называя его «ратью святой»,
освященной самим Георгием Победоносцем. Себя же она называла
летописцем «белого похода». Цикл «Лебединый стан» - памятник
Белой гвардии (1917-1920). Все стихи сборника проникнуты
предчувствием поражения, и, обладая пророческим даром, Марина
Цветаева точно знала, что:
Кто уцелел-умрет,
кто мертв-воспрянет -
в вечности суд будет другим.
   Середина 1920-х гг. считается для Цветаевой периодом подлинного
творческого расцвета. Стихи «хлещут» один за другим.
   Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, учится в Пражском университете
на историко-филологическом факультете. Жизнь налаживается: семья
снова вместе. Они поселились в деревне под Прагой. Этот период
исследователи считают самым плодотворным в творчестве Цветаевой.
   Стихи идут потоком, снова загудели «лирические провода». Но
в поэтическом пространстве поэтессы «зазвучали другие струны» -
ничего нельзя забыть: ни смерть дочери, ни тоску по мужу, ни голод,
ни холод...
   Но тесна вдвоем
Даже радость утра.
   («Но тесна вдвоем...» 1922)
Ибо мимо родилась
Времени.
   («Хвала времени» 1921)
В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен.
   1924
...Глазами казненных,
Глазами сирот и вдов.
   1923
Здесь ненависть оптом и скопом:
Здесь плачут, здесь звоном и воем
Рассветная тишь
Здесь платят! Здесь - Богом и Чертом,
Горбом и торбой!
1923
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности - вот связь его! Кверх лбом -
Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.
   1923
Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи...
   Но по дрожанию всех жил
Можешь узнать: жизнь!
1922
В этот период земного времени, когда она и жила-то по другим
законам, к ней приходит любовь. Роман с Константином Родзевичем
длился около трех месяцев, они расстались, как потом объясняла
Марина Цветаева, потому что для нее невозможно было построить
свое счастье на несчастье близких. Сложно судить о том, что является
личным, интимным, да и не нужно. Но есть слова самой Цветаевой,
обращенные к Родзевичу: «Вы мой первый и последний ОПЛОТ
(от сонмов!). Отойдете - ринутся. Сонмы, сны, крылатые кони...»
Наверное, это и есть главная причина, поэзия была для нее всем -
и земной любовью тоже. Она не могла жить без своей небесной матери-
поэзии. Об этом «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924) - обе
поэмы в разных вариантах рассказывают о конце любви. Место действия
- Гора как символ высоких чувств, но на вершине Горы нельзя
находиться долго - смоют «лавины страстей». Герой и героиня обеих
поэм думают о любви по-разному: для героя любовь - это жизнь,
а для героини - это смерть: «яд, рельсы, свинец - на выбор». Такой
диалог возможен только краткий миг, а дальше - надо расстаться:
«Тогда простимся».
   Через год с небольшим после разрыва с Родзевичем у Цветаевой
родился сын (1925 г.), которого она назвала Георгием (дома его называли
Мур). Рождение сына было воспринято как подарок, она, конечно,
помнила, что однажды уже заплатила высокую цену за то, что,
когда ее дочери голодали, она писала стихи. Теперь у нее другое
отношение к поэзии: сначала сын, а потом поэзия. «Он не должен
страдать оттого, что я пишу стихи, - пусть лучше стихи страдают».
   Стихов становится меньше, Цветаева пишет прозу. В собрании
сочинений поэтессы ее проза (не считая писем) - два больших тома -
больше, чем стихи. И, начиная с 1933 г., автобиографическая проза
занимает главенствующее место в творчестве поэтессы. Цветаева
очень вдумчивый и глубокий читатель и философ. Так прочитать
ПушкинаиоценитьпоэзиюПастернакаилиМаяковскогомогтолько серьезный
исследователь. Наиболее интересные работы в прозе: «Мой
Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика
современной России».
   Во Франции Цветаевой жилось тяжело: дом и маленький ребенок,
вечное безденежье, но уезжать в Россию она не хотела. Она хорошо
понимала, что делается в России.
   И все же ей пришлось поехать. Ее муж, Сергей Эфрон, начинает
тайно сотрудничать с НКВД с 1931 г. В 1937 г. был арестован бывший
советский шпион Игнатий Рейс, и Эфрон принимал в этом участие.
   Он уезжает в СССР при поддержке советской разведки вместе с дочерью
Ариадной, она поддерживала отца во всем. Во Франции Марине
Цветаевой с сыном стало жить невозможно. Она чувствовала, что
близкие люди попали в беду, и решает ехать в СССР. 19 июня 1939 г.
   она приехала в Москву.
   Эпилог. Действительность превзошла все ожидания. Муж жил на
даче НКВД в подмосковном поселке Болшево под домашним арестом,
вскоре арестовали дочь Ариадну, а через два месяца - мужа.
   Их подвергли страшным пыткам, Сергея Яковлевича расстреляли, а
Ариадна провела 16 лет в сталинских лагерях. Такова оказалась
страшная действительность. Все обернулось тем, от чего она всегда
бежала, бежала... но теперь бег остановился. Цветаева уже не пишет
стихи, работает над переводами, получает копеечные гонорары. Надо
зарабатывать деньги, чтобы кормить сына.
   В начале войны Цветаева вместе с сыном эвакуировались в Елабугу-
маленький городок в Татарии. 26 августа 1941 г. она написала заявление
о приеме на работу: «Прошу принять меня на работу в качестве
судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева».
   Через две недели она покончила с собой. В предсмертной записке,
обращенной к сыну, она назвала причину, побуждающую ее покончить
с собой: «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна,
это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла
жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней
минуты, и объясни, что попала в тупик». Оставшемуся сыну
было 16 лет. Кто ее осудит? Остались стихи, каждый раз открывающие
перед читателем необыкновенный мир, созданный художником,
обладающим очень богатым воображением, близким к прозрению.
   И еще строчки, из стихотворения «О, слезы на глазах» (1939): «Натвой
безумный мир // Ответ один - отказ».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...