Реклама


Товары

загрузка...

Сочинение "Стихотворение В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». (Восприятие, истолкование, оценка)"

   Мир многолик. Каждый человек интересен и индивидуален по-своему.
   «Человек - это... - живая загадка», - говорил знаменитый писатель
и филолог XX века С. Н. Булгаков. Я хочу сказать, что некоторые
личности в силу своей недалекости или в силу стечения обстоятельств
мало соответствуют своему облику. Так, например, многие
люди очень напоминают нам животных, растения, а иногда даже
бытовые предметы. Достаточно вспомнить сказки М. Е. Салтыкова-
Щедрина, где писатель истинный облик и характер человека
показывает на примере «братьев наших меньших» («Медведь на
воеводстве», «Коняга»). Такой прием называется аллегорией, когда
писатель конкретный образ изображает через отвлеченное понятие.
   Да мы и сами в нашей повсеместной жизни используем данный прием,
возможно, даже не догадываясь об этом. Так, хитрую и лукавую женщину
мы можем назвать «лисой», трусливого человека - «зайцем»
(есть достаточно распространенное выражение: «ездить в транспорте
зайцем») и другие.
   Да, но во времена М. Е. Салтыкова-Щедрина, в XIX веке, данное
изображение отвлеченного понятия через конкретный образ было
хорошо понятно обществу и не представляло особого интереса для
него. Временные и литературные рамки рушит приход следующего
XX века с его новыми и талантливыми писателями и поэтами. Но
особый вклад в его развитие прежде всего внесли поэты, поэтому
XX век иначе называют «серебряным веком». В это время представления
творцов о человеке имели более глубокий и интересный смысл.
   К конкретным образам аллегории присоединяются неодушевленные
предметы.
   Так, например, многие люди очень похожи на музыкальные инструменты:
баяны, фаготы, балалайки, гитары. Особенно женщины...
   Особенно на скрипки... Вы когда-нибудь встречались с такой
женщиной-скрипкой? Я думаю, что да! Таких людей огромное множество
вокруг нас. Сначала молчат: тихо, спокойно... А потом как
«завоют»... И «пилит», и «пилит», и «пилит», и «пилит», пока что-нибудь
их не успокоит.
   Вы наблюдали когда-либо за скрипкой в оркестре? На фоне огромных
баянов, тарелок и барабанов она самая нежная и ласковая, как
женщина в кругу мужчин. Но ее стон так пронзителен, что способен
заглушить даже самые мощные музыкальные инструменты. Так и в жизни.
   Я не понимаю, чем некоторых людей привлекают такие женщины,
а именно, чем они обворожили Владимира Маяковского. Ведь именно
он разрушил рамки обыденного в стихотворении «Скрипка и немножко
нервно».
   Данное стихотворение относится к раннему творчеству В. В. Маяковского.
   Поэт написал его, когда ему было двадцать шесть лет,
в 1914 году. Я бы хотела поделиться первым впечатлением от прочтения
этого стихотворения. Читать следует, вдумываясь в глубокий
смысл написанного. Я согласна с теми, кто утверждает, что произведения
Маяковского нелегки. Прежде всего, конечно, это связано
с его примыканием к такому авангардистскому и неоднородному по
составу литературному направлению, как футуризм. Футуристы стремились
в первую очередь оттолкнуться от рамок обыденного и освободить
слово, при этом форма и звучание «слова как такового»
значили для них больше, чем его содержание. Однако Маяковский
говорил: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп».
   Поэтому вполне понятной становится та загадочность, которою овеяно
стихотворение.
   Прочитав стихотворение второй раз, удивляешься, насколько последовательно
и лаконично развитие действий в нем. Интересным
становится и то, что не только женщины похожи на музыкальные
инструменты, но и мужчины.
   Как же развивается сюжет? Ревущая «по-детски» скрипка желает
выплакаться о личном горе своим «соседям» по оркестру: барабану,
тарелке, геликону. Музыкальные коллеги по-разному реагируют на
жалкое «шмыганье» и плач «деревянной плаксы». Барабану, нетерпеливому
и неспособному к сопереживанию, как всегда все «по барабану
», «глупая» тарелка только наводит лишний шум и панику.
   Что это?
Как это?
Где-то на заднем плане выскакивает нетактичный и злобный геликон,
который вместо успокаивающих слов бросает резкие оскорбления:
Дура,
плакса,
вытри!
Вы спросите: «Как неодушевленные предметы могут плакать и разговаривать.
   Сказка?» В жизни так не бывает! Однако, по-моему мнению,
предметы искусства можно и нужно считать живыми, потому
что, создавая произведения искусства (музыкальный инструмент,
картину, стих), человек, их создавший непременно вложит в свое
«дитя» кусочек собственной души. Маяковский же подчеркивает
существование души, используя олицетворения: «скрипка разревелась
», тарелка «вылязгивала», геликон «крикнул». Помогают поэту
и эпитеты, характеризующие «людей-инструментов»: «глупая, «мед-
норожий, потный».
   Инструменты оказываются неприятными и несправедливыми. Их
жестокость по отношению к скрипке видит только герой стихотворения
- сам поэт, который, по его мнению, также похож на скрипку:
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!
Я не согласна с этим утверждением. Мне кажется, поэт слишком
самокритичен. Как же ничего не доказал? Маяковский многое доказывает
нам, написав только одно это стихотворение, не говоря уже
о великом наследии, которое оставил нам талантливый поэт.
   Однако музыканты такой близости поэта и скрипки не понимают:
героиня для них «деревянная невеста», а над героем они смеются.
   Такой сарказм придает шумной атмосфере еще большую динамику,
более напряженную обстановку. Кажется, что вот-вот накал достигнет
наивысшей точки и произойдет взрыв. Но взрыва нет, Маяковский
бросает надоевшим ему инструментам спокойную фразу, контрастирующую
с их шумом:
А мне-наплевать!
Я-хороший.
   Этими словами поэт дает понять, что все-таки у инструментов
души нет, как и у некоторых людей. Никто не пожалел скрипку, никто
не предложил помощи. А Маяковский - «хороший», единственный,
кто вызвался жить с ней вместе.
   Как я уже говорила, я не понимаю людей, которым нравятся женщины-
скрипки. Тяжелая ответственность встает перед человеком,
взявшим в жены таких женщин. Нелегко все время выслушивать
жалобы и реагировать на перемены настроения. Нервный срыв может
произойти у обоих людей. Можно ли так жить?
Теперь мы вполне можем дать объяснение названию стихотворения.
   В нем полностью отражена основная мысль стиха: люди бывают
похожи на скрипки. А словосочетание «немножко нервно» имеет
право стоять в одном ряду со «скрипкой», так как атмосфера напряжена
и нервозна, что подчеркивается многочисленными восклицаниями
и вопросительными предложениями. Большое количество
в стихотворении и таких средств выразительности речи, как повторы,
присутствует и градация («Дура, плакса, вытри!»)
Интересна и еще одна особенность. Маяковский «сокрушил»
ритм стиха, использовав стих с разработанной им и другими футуристами
обратной рифмой.
   «Новый человек новой жизни», - так называет себя Маяковский.
   Он смело ввел новые понятия для литературы и общества. Он был
магом и волшебником своего времени.
   И, может быть, многое из того, что было сказано Маяковским, не
всем понятно, но я считаю, что такие люди нужны нашему миру.
   Потому что обществу необходимы не только «шаблонные» стихи
о любви, родине, жизни и смерти, но и такие, как «Скрипка и немножко
нервно», в котором оркестр представлен в виде коллектива,
маленького общества.
   Давайте немножко пофантазируем!

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...