Реклама


Товары

загрузка...

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

   «Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой,
душой и телом служивший -
Всю свою звонкую силу поэта
Я тебе отдаю, атакующий класс! -
кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - лирическим выстрелом.
   Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе
Маяковского-поэта, на тринадцатый встал и человека убил» (Марина
Цветаева). Отсчет времени идет от революции, от 1917 г.
   Личность поэта. Ни в каком другом поэте революция не отозвалась
таким трагическим эхом, как в Маяковском. Вся его поэзия - это
бесконечное признание в любви Революции и... Лиле Брик. В соединении
этих двух имен надо искать причину самоубийства самого революционного,
искренне революционного поэта. Именно в судьбе Маяковского
видна роль революции и в формировании нового сознания, и
в разрушении человека как личности, подчинившей себя идее множества.
   Он был огромен во всех смыслах этого слова - так говорят о нем
современники: высокий рост, сильный голос, большой талант. Цветаева
в своей статье «Эпос и лирика современной России: о Владимире
Маяковском и Борисе Пастернаке» писала: «Маяковский начал
с явления себя миру: с показа, с громогласия». Имеется в виду футуристическое
прошлое поэта, когда он разгуливал по городу в желтой
кофте и громогласно, как настоящий трибун, читал свои стихи,
шокирующие не только пошлого обывателя, но и людей с тонким
поэтическим вкусом:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
На чешуе жестяной рыбы'"
Прочел я зовы новых губ.
& nbsp;  А вы ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы?». 1912)
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
   Дымом волос над пожарами глаз из олова
Дай обовью я впалые груди болот.
   («От усталости». 1913)
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
   Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
   («Нате!» 1913)
Поэзия этих лет- вызов не только общественному вкусуD но и всему
искусству в целом. Поэзия Маяковского шокирует неожиданной метафоройD
наполненной резкой контрастностью. Среди эпатажных
стихов попадались и настоящие жемчужины:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит-это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?
{«Послушайте!» 1914)
Ошеломляющая новая форма стиха в первую очередь должна была
заключать в себе и новое содержание. Содержание стихов - одиночествоD
как это ни парадоксально звучит. Взгляд поэта отмечает
противоречия жизни.
   В 1915 г. огромный успех вызвала поэма «Облако в штанах»D
в которойD будто в ярких вспышкахD появился лирический герой:
...иду-красивый,
Двадцатидвухлетний,
предварительно нарисовавший портрет окружающего его мира
в довольно хлестких определениях:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изиздеваюсь, нахальный и едкий.
   В поэме изображен новый лирический геройD выражающий состояние
сознания техD кто отрицал «жизнь такойD какая она есть»D и
не только на ЗемлеD но и... на небеD позволяя себе неслыханную фамильярность
по отношению к Всевышнему. Но это 1915 г. - Маяковский
открывает в поэзии новую страницуD испещренную невиданными
метафорами и словообразованиямиD невероятным синтаксисомD
вмещающими громадное сердце поэтаD жаждущего любви.
   Любовь в жизни и в творчестве. В его жизни была однаD громадная
и невероятная любовь к Лиле БрикD удивительной женщинеD
по воспоминаниям современников. Маяковский любил ееD а Лиля не
хотела расставаться со своим мужемD Осипом Бриком. Квартиру они
тоже делили на троих. Женщины были у Маяковского и до ЛилиD
и послеD но любил он ее одну. В посмертной запискеD которую оставил
поэтD есть строки: «ЛиляD люби меня».
   Прикоснулся и остыл.
   Будто целую покаянными губами
в холодных скалах высеченный монастырь -
очень емкий и страшный образD переданный Маяковским через
особую метафору в поэме «Флейта-позвоночник»D был адресован
этой роковой женщине.
   Лиля не обижалась, она ценила красоту неожиданных метафор в стихах
Маяковского. А в самом конце поэмы возникал образ распятия:
Видите-гвоздями слов
прибит к бумаге я -
и уже после смерти поэта эти слова можно прокомментировать
как пророческие. А в стихотворении «Лилечка! Вместо письма» слова,
обращенные к Лиле, стали роковыми:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
   Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
   Маяковский был рад революции совершенно искренне, так как
считал, что революция произойдет и в искусстве:
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
   Сегодня пересматривается миров основа.
   Сегодня,
до последней пуговицы в одежде,
жизнь переделаем снова.
   (Поэма «Революция». 1917)
Юрий Анненков, художник, первые годы после революции
перегруженный заказами портретов вождей, а затем уехавший за границу,
встречался с Маяковским на протяжении 1920-х гг., когда
«делалась карьера Маяковского как советского поэта». Маяковский
восторженно отзывался о партии коммунистов: «это ленинский танк,
на котором мы перегоним будущее».
   В 1922г. Ленин написал о Маяковском: «Случайно я прочел вчера
в "Известиях" одно стихотворение Маяковского на политическую
тему... Я редко испытывал такое живое удовольствие с точки зрения
политической и административной (!).. Я не берусь судить поэтические
качества, но политически это совершенно правильно». (Ю. Анненков)
С этого момента Маяковский был признан «лучшим поэтом
Советского Союза», и поэзия его на долгие годы осталась политической
декларацией Великого Октября.
   Но с этого же момента в течение 8 лет творилась трагедия талантливого
поэта, который говорил о себе: «я наступил на горло
собственной песне». Одной из жертв, уступкой Советской власти
была работа в «рекламном агентстве» ОКНА РОСТА:
Нигде кроме,
Как в Моссельпроме!
Или:
В особенности хороши
Резинки и карандаши!
Или:
Прежде, чем идти к невесте,
Побывай в Резинотресте!
Он искусственно разделил в себе поэта и человека, полностью
подчинил поэзию задачам, которые диктовало советское правительство,
а как человек он имел право на сомнение... Но кто знал об этом?
Поэмы Маяковского «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Про
это», «Во весь голос» - иллюстрация любви к идее коммунизма,
Ленину, вождю пролетарских масс:
Я счастлив,
что я
этой силы частица,
Что общие
даже слезы из глаз.
   Сильнее
и чище
нельзя причаститься
великому чувству
по имени-
класс!
(«В. И. Ленин». 1924)
В неоконченной поэме «Во весь голос», Маяковский пытался
донести до потомков значение своей поэзии, награждая себя, как
поэта, нелестными эпитетами: «ассенизатор и водовоз», но «революцией
мобилизованный и призванный»:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо...
   Тема памятника, разработанная Державиным и Пушкиным, по-
своему разрабатывается поэтом революции:
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
   Сочтемся славою-
ведь мы свои же люди,-
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
   Но это в поэзии, а в жизни все было не так.
   Сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», в которых разоблачались
издержки поведения советского человека, выросшего на обильно
поливаемой бюрократизмом почве, были поставлены В. Мейерхольдом
и... затем запрещены.
   На выставку двадцатилетней деятельности Маяковского никто из
друзей не пришел. Любимая женщина Татьяна Яковлева, живущая
в Париже, которую Маяковский заваливал цветами и телеграммами
и которой посвящал стихи, вышла замуж. Последняя женщина,
Вероника Полонская, была замужем... Предсмертную записку Маяковский
составил заранее: «Любовная лодка разбилась о быт...».
   Но записка умолчала... об одиночестве большого, мужественного поэта.
   Поэзия Маяковского - это взрывной заряд, который может разразиться
громко и взорвать все вокруг. А именно это и является главным
в поэзии футуристов. Поиски новых выразительных средств,
которые позволили бы максимально использовать возможность слова,
в первую очередь были привилегией Маяковского.
   Анализ стихотворения
«Хорошее отношение к лошадям» (1918)
Били копыта.
   Пели будто:
-Гриб.
   Грабь.
   Гроб.
   Груб.
   Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
   Лошадь на круп
грохнулась;
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
студились,
смех зазвенел и зазвякал!
-Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
   Лишь один я
Голос свой не вмешивал в вой ему.
   Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
   Улица опрокинулась,
течет по-своему...
   Подошел и вижу-
закаплищейкаплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
   И какая-то общая
звериная тоска,
плеща, вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
   «Лошадь, не надо.
   Лошадь, послушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
   Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
   Хвостом помахивала.
   Рыжий ребенок.
   Пришла веселая,
встала в стойло.
   И все ей казалось-
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
   Ритм стихотворения различный: от скандирования до лирических
излияний.
   Сюжет. Стихотворение имеет конкретный сюжет: лошадь упала
от усталости на мостовую, толпа смеется над ней, издевается, а лирический
герой - единственный, кто проявил сочувствие к упавшей
лошади. От ласкового слова лошадь ожила и повеселела.
   Основной энергетический центр - это конфликт поэта и толпы.
   Сюжет стихотворения наполнен драматическими излияниями поэта,
страдающего, как и лошадь, от жестокости мира.
   Тема - одиночество лирического героя.
   Композиция стихотворения: вступление, основная часть, заключение.
   Во вступлении использована аллитерация звуков «г», «р», «б»,
которые в разных по смыслу словах создают звуковую ассоциацию с
топотом копыт.
   Маяковский - мастер необычных метафор, вот и в этом стихотворении
основная часть начинается с метафоры места происшествия,
где очень скользко:
Ветром опита,
людом обута,
улица скользила.
   Описание толпы тоже дано в необычных выражениях, составляющих
портрет праздной толпы: «штаны пришедшие Кузнецким
клешить - здесь» (моряки). Смех толпы выражен словом «зазвякал»,
дающим ему негативную оценку.
   Автор использует антитезу для противопоставления толпы и лирического
героя:
Смеялся Кузнецкий.
   Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
   И дальше идет уже внутренний диалог лошади и героя, который
выдает их одиночество и страдание от жестокости толпы:
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
   За многоточием следует образ улицы, о которой говорится, что
она «опрокинулась и течет по-своему». Слова, наполненные душевным
теплом, выплеснулись на лошадь, и свершилось чудо. Лошадь
поднялась.
   И дальше опять идет скандирующий стих, передающий бодрость
в движениях:
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла-
здесь почти нет рифмы, но ритм стиха создается за счет строк по
одному слову.
   Конец стихотворения оптимистичен:
Рыжий ребенок.
   Пришла веселая,
встала в стойло.
   И все ей казалось-
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
   Вывод: Одиночество и тоска преодолеваются, если рядом будет
кто-то, кто готов разделить с тобой твою боль и поделиться теплым
словом.
   Через конкретный сюжет Маяковский раскрывает одну из важных
тем поэзии - тему одиночества, но делает это в системе эстетики
футуризма, нарушавшей все законы стихосложения.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...