Реклама


Товары

загрузка...

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

   Граф Лев Николаевич Толстой родился
28 августа 1828 г. Браки Толстых всегда были
аристократические,а родоначальником был
сторонник и друг Петра I, Петр Андреевич
Толстой. Фамилия предка из Пруссии была Dick, что означало
«Толстый», отсюда и фамилия - Толстые.
   Мать Льва Николаевича - княжна Волхонская, бабушка - княжна
Горчакова, бабушка по матери - княжна Трубецкая.
   Отец графа Л. Н. Толстого, подполковник Павлоградского полка,
Николай Ильич, участвовал в кампании 1812-1813 гг. Красивый,
пленительный мужчина, отец будущего писателя имел большой
успех в свете. От отца своего он получил разоренное состояние. Он
вышел в отставку, оплатил все долги отца и, чтобы поправить
положение, женился на богатой княжне Марье Ивановне Волхонс-
кой (как в ситуации Николая Ростова в романе «Война и мир»).
   Графиня Толстаяумерлав 1831 г., оставив четырех мальчиков и одну
девочку. Льву было три года, а через шесть лет умер отец, и в 9 лет
он остался круглым сиротой.
   В 1837 г. семья переехала в Москву. Для сокращения расходов
часть семьи вернулась в Ясную Поляну.
   Родственница Ергольская взяла на себя заботы о многочисленной
семье. В детстве Лев был очень впечатлительным ребенком, мечтательным
и витающим в облаках. Его жизнь отражена в трилогии
«Детство», «Отрочество», «Юность», где главный герой - некрасивый
Николенька Иртеньев, который постоянно огорчается из-за своей внешности, способствующей развитию комплекса неполноценности.
   В1840 г. опека перешла к их тетке П. И. Юшковой, жившей в Казани,
туда же перевелся из Московского университета старший брат
Николай. Дом Юшковых отличался аристократизмом, больше выражавшимся
в светском тщеславии, чем в благородстве чувств и мыслей.
   С переездом в Казань закончилось детство Толстого, о котором
он вспоминал очень светло: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть,
беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь
в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие
добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность
любви были единственными побуждениями в жизни?» Мало у кого
останутся такие чистые, светлые, святые воспоминания, которые сохранил
Толстой на всю жизнь.
   В1843 г. Толстой поступает в Казанский университет на факультет
восточных языков. Ему было всего 15 лет. Он выделялся среди своих
сокурсников какой-то задумчивостью, и мало кто догадывался,
какой внутренней жизнью он живет. Учился он неудачно, и уже в 1844 г.
   перешел на юридический факультет. Его склонность к задумчивости,
к размышлениям о нравственном человеке не встречала среди сокурсников
понимания. Студенческая среда отличалась веселостью и бесшабашностью.
   Толстой примкнул к кружку студентов-аристократов,
проводя все время на балах, вечерах и пикниках. Самолюбие графа
Толстого в эти годы стремилось прежде всего к тому, чтобы выгля-
дить истинным дворянином. Вел себя очень вызывающе, выражение
лица и глаз было презрительное, приходя на лекции, он ни с кем
не здоровался, а уходя, не прощался. У него были своя лошадь и
свой кучер, шинель с прекрасными бобрами и презрительный вид,
скрывавший за собой огромное неудовлетворенное самолюбие
и болезненную застенчивость.
   Аристократизм в худшем смысле этого слова помешал Толстому
в университетских стенах общаться со студентами-разночинцами,
тем самым он лишил себя в эту пору интереснейших встреч и знакомств.
   Он проводил больше времени в кутежах и на балах, о чем впоследствии
вспоминал с отвращением.
   В 1847г., не сдав даже экзаменов за третий курс, он бросил университет,
уехал из Казани и поселился в Ясной Поляне, где прожил
до 1851 г.
   Он бросил университет, потому что был неудовлетворен своей
жизнью, - умному человеку светская жизнь быстро надоедает. В Ясной
Поляне происходит резкая смена отношений Толстого к простым
людям. Если раньше он презирал мужика, то теперь признавал его
за человека.
   В Толстом всегда происходила внутренняя нравственная работа.
   Потребность в нравственном очищении вызывали и прочитанные
книги. Хорошо известно, что просветительская философия Руссо оказала
заметное влияние на формирование жизненных ценностей молодого
Толстого. Руссо развивал идею близости человека и природы,
идею простоты жизни. Толстому это было близко, в юности он зачитывался
произведениями французского просветителя.
   Три года, проведенные Толстым на лоне природы, пролетели быстро
и незаметно, без особых треволнений. Вдохновленный идеями
Руссо о естественной жизни, граф Толстой серьезно занимается самообразованием
и улучшением быта крестьян. И хотя дневниковые
записи полны упреков в праздности, лени, эти три года наполнены
многообразными занятиями.
   В 1849 г. отправляется в Петербург, чтобы сдать экзамен на степень
кандидата - он провел в Петербурге 5 месяцев, затем уехал
в Москву и снова вернулся в Ясную Поляну. Спустя много лет, когда
в Петербурге оказался его 23-летний сын Лев, Толстой записал
в своем дневнике: «Я постоянно боюсь за него; боюсь за то, чтобы
не заболтался в этом сквернейшем в нравственном отношении городе...
   Я помню, как я в молодости ошалел особенным безнравственным
ошалением в этом городе, роскошном и без всяких принципов, кроме
подлости и лакейства». Такая суровая оценка города связана с поведением
Толстого... не безгрешным.
   В 1849 г. граф Толстой сильно проигрался в карты и, увидев, что
с долгом ему не расплатиться, уехал на Кавказ, где служил его брат
Николай. Кавказская жизнь была богата разными эпизодами, один
из которых послужил темой для рассказа «Кавказский пленник».
   Толстой сначала не хотел поступать на службу, его больше привлекала
вольная жизнь. Время заполнялось чтением и, главное, охотой
под руководством старого казака Епишки, известного затем под именем
Ерошки в повести «Казаки».
   Но все же потом Толстой определился юнкером в артиллерию
и не раз принимал участие в разных стычках. Живя очень скромно,
он вскоре выплатил мучивший его карточный долг.
   Художественный талант, до сих пор таившийся, на Кавказе
вылился наконец в разные произведения. Первым (в 1852 г.) было
написано «Детство», за которым немедленно последовали: «Утро
помещика», «Случай», «Отрочество», составлен план «Казаков»,
задумана «Юность».
   «Детство», законченное 9 июля 1852 г., было отправлено в «Современник
» к Некрасову, который поторопился его напечатать.
   Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» была задумана как
роман, как эпопея развития человеческого характера. Главное в этой
трилогии - становление характера человека, «диалектика души».
   Проследить в мельчайших оттенках движение души, ее изменения -
и есть метод изображения «диалектики души». С образом Николеньки
Иртеньева связана одна из задушевных мыслей Толстого - мысль
о громадных возможностях человека, рожденного на земле для постоянного
преображения и нравственного совершенствования.
   На Кавказе Толстой испытывал разнообразные чувства. «Надо
испытать жизнь во всей ее безыскусственной красоте, чтобы понять
счастье. А что такое счастье? Не больше, как быть с природой, видеть
ее, говорить с нею. Не больше? А куда же деть мечты о славе
и власти, о восторге и преклонении ближних? Ведь они вечно тут
и кипят, и бурлят в молодой душе... Стать Епишкой, не думать
о завтра, жить, как трава растет, умирать, как падает с дерева увядший
лист, не оставив по себе ни следа, ни воспоминания, или быть подстреленным
чеченцем, не пропевши даже своей лебединой песни, -
увы, - все это не надо интеллигенту...»
С другой стороны, Толстой страстно мечтает получить Георгиевский
крест.
   Крымская война началась в 1853 г. Я ноябре 1854 г. Толстой получил
назначение в осажденный Севастополь. Как офицер, он отличался
беззаветной храбростью. Здесь он осознал, что такое смертельная
опасность и воинская доблесть; как переживать страх быть
убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая и уничтожающая
этот страх. Толстым были написаны по впечатлениям об этой бесчеловечной
войне рассказы:
«Севастополь в декабре месяце». О смерти и страдании солдат.
   О впечатлениях по мере проникновения в город, по мере узнавания
лица войны, о русском народе.
   «Севастополь в мае». Об отношениях между солдатами и офицерами,
об иерархии этих отношений, о мыслях и чувствах в страшных
ситуациях. Толстой разоблачает подвиг, рассказывая об истинных
мыслях и чувствах офицеров. Главный герой рассказа - правда.
   «Севастополь в августе 1855 г.». О двух братьях Козельцовых.
   Показана смерть одного и смерть другого.
   Граф Толстой приезжает в Петербург в конце 1855 г. Перед
27-летним офицером, богатым и титулованным, к тому же севастопольским
героем, открываются все двери «лучших» домов. Аристократы-
литераторы приняли его с восторгом, он был своим среди них.
   Но вскоре все это ему надоело, к тому же Петербург никогда ему не
нравился, и он уехал из него, движимый все той же потребностью
нравственного совершенства.
   1856 г. - возвращение в Ясную Поляну. Стал усердно заниматься
сельским хозяйством, увлекался даже полевыми работами... Но его опять
посещает неудовлетворенность жизнью, и он уезжает за границу.
   1857 г. - первая поездка за границу, в 1859 г. снова уезжает в
заграничное путешествие. Около года между этими поездками он провел
в деревне, занимался с крестьянскими детьми, и уже вынашивалась
идея создания яснополянской школы.
   1861 г. - возвращается в Ясную Поляну и создает школу для крестьянских
детей. Начал издавать свой знаменитый педагогический
журнал «Ясная Поляна». Это была свободная школа. Ученики приходили
и уходили, когда хотели, дисциплины не было никакой. Задача
учителей была пробудить в учениках интерес к занятиям. Основное
правило педагогики Толстого: «Учитель никогда не должен позволять
себе думать, что в неуспехе виноваты ученики, а твердо знать,
что в неуспехе виноват только он, потому что чем хуже сам учитель
знает предмет, которому он учит, тем ему нужнее строгость и принуждение;
напротив, чем более учитель знает и любит предмет, тем
естественнее и свободнее его преподавание». Конечно, такая методика
свободного преподавания вызывала недоумение в Министерстве
образования, так как перечеркивала существующую систему дисциплины
и принудительного учения в школах и гимназиях.
   Идея такой свободной школы психологически оправдана: насилие
никогда не давало достойных результатов. Открывая школу для
яснополянских детей, Толстой писал Фету, что стыдно заниматься
литературой и писать о том, что «она его полюбила». «Не нам надо
учиться, а Марфутку и Тараску научить тому, что мы знаем». Если Толстой
отдавался какой-то идее, то отдавался со всей страстью.
   При содействии Толстого было открыто 14 школ. Сама же яснополянская
школа просуществовала три года и умерла естественной
смертью.
   Какие же впечатления были у Толстого от своей педагогической
деятельности? Для него это был не столько педагогический опыт,
сколько опыт психологических наблюдений. Но после трех лет этого
труда он устал... и убежал к башкирам.
   В период 1861-1862 гг. происходит творческий кризис. Годы учительства
изменили отношение Толстого и к своему писательскому
труду. «Нужно ли народу то, что я пишу?», - спрашивал он себя.
   После долгого мучительного размышления он приходит к выводу,
что писательство вредно, безнравственно, оно не нужно народу.
   Вернувшись от башкир, граф Толстой женился. Он жил в Москве
и посещал дом доктора Берса, у которого было три дочери. Он выбрал
среднюю, Софью Андреевну. Ему - 34 года, невесте - 18.
   Состояние семейного счастья Толстой передал в семьи своих
будущих героев: Ростовых, Безуховых, Левина и Кити Щербацкой.
   В браке родилось 12 детей. Спокойная семейная жизнь позволила
ему сесть за обессмертивший его имя роман «Война и мир». Именно
в этот период была написана книга, отвлекавшая его от нравственных
терзаний и эгоизма. Семья вывела Толстого из заколдованного
круга его собственной личности, его собственных личных желаний.
   От своего «Я» он убежал в семейные заботы, воспитание детей,
хозяйство. Этого хватило на 15 лет.
   Об этом периоде вспоминает Берс: «Нельзя передать с достаточной
полнотой того веселого и привлекательного настроения, которое
постоянно царило в Ясной Поляне (1862-1878гг.). Источником его
всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных вопросах,
о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое
интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором
и участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было
такой простой мысли и самого простого действия, которым Лев
Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего
и веселого отношения в окружающих...»
«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один
день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно
скорее вернуться домой».
   Больших романов у Толстого два: «Война и мир» и «Анна Каренина
». Оба они написаны в 15-летний период «семейного счастья».
   Но Толстой не был бы Толстым, если бы перестал размышлять
о смысле жизни вместе со своими любимыми героями Пьером и князем
Андреем. И свои пессимистические мысли, которые возникали и в этот
период, он также передавал этим героям. Его мучил вопрос о соотношении
личной жизни и жизни исторический. История с ее бессмысленной
логикой уничтожала жизнь частную, претендующую
на счастье.
   1863-1869 гг. -работа над романом «Война и мир», который он
переписывал семь раз.
   1877г. - был написан роман «Анна Каренина».
   После 15-летнего литературного труда наступает творческий
и духовный кризис, глубокая внутренняя неудовлетворенность, пришедшиеся
на 70-80-е гг. Но если понимать под кризисом постоянные
сомнения Толстого в правильности своей жизни, то этот кризис не
прекращался никогда.
   В «Исповеди», приведя пример притчи, он образно рассказывает
о своем состоянии: «Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный
колодец. Но - увы - на дне колодца лежит дракон с разинутой
пастью. Путник ухватывается за ветви растущего в расщелине куста.
   Но куст рано или поздно должен оборваться, потому что две мыши,
черная и белая, подтачивают его ствол с разных сторон. Путник видит
это, понимает, что он должен погибнуть и, видя и понимая это,
лижет засохшим языком мед на засохших листьях куста. Вот расшифровка
этой притчи: разъяренный зверь пустыни и дракон - это
смерть. Мыши - это время, куст - жизнь. Капли меда - радость жизни...
   Пока есть мед - есть и силы, и смысл, и признаки счастья».
   Смысл этой притчи в применении к своей жизни мучает Толстого:
«Те две капли меда, которые дольше других отводили мне глаза от
жестокой истины, - любовь к семье и писательству, которое я называл
искусством, уже стали не сладки мне. Семья? - говорил я себе, -
но семья - жена, дети, они тоже люди. Они тоже должны или жить
во лжи, или видеть ужасную истину. Зачем же мне жить? Зачем мне
любить их, беречь, растить... и блюсти их?» И счастливейший из
смертных (казалось, чего еще желать: богат, знаменит, счастлив
в семье), граф Толстой прячет от себя шнурок, чтобы не повеситься,
и не ходит на охоту, чтобы не соблазниться выстрелом в себя из ружья.
   «Что же такое жизнь», - мучительно спрашивает он себя. - «Что "Я"
и вечность? Как примирить себя со смертью, столь неизбежной для
человека?» Мучительные вопросы! Толстой ищет ответ и находит
его в вере. Он обращался к монахам, странникам и священникам,
ходит в Оптину пустынь, запирается в кабинете и молится, соблюдая
посты. Он стал изучать Евангелие... Сам он говорил об этом периоде
так: «Я прожил на свете 55 лет, и за исключением 14-15 детских, 35 лет
я прожил нигилистом в настоящем смысле этого слова... нигилистом
в смысле отсутствия веры.
   Пять лет назад я поверил в учение Христа, и жизнь моя переменилась:
мне перестало хотеться того, чего прежде хотелось... Я как
разбойник на кресте, поверил учению Христа и спасся... Я так же,
как разбойник к кресту, был пригвожден какой-то силой к этой жизни
страданий и зла. И как разбойника ожидал страшный мрак смерти
после бессмысленных страданий и зла жизни, так и меня ожидало
тоже». (1883)
Толстой стал проповедником Учения Христа, но его проповеди
отличались от тех, которые были одобрены Церковью в лице высочайшего
Синода. Его учение было свободно от церковности. Бог
в понимании Толстого - высшее, чистое, нравственное начало в душе
человека. Православие, по убеждению Толстого, извращает дух
и сущность заповедей Христа. Толстой понимал Учение Христа
умом, а ум по своей природе ограничен, им нельзя принять и понять
веру. О преодолении своего кризиса он рассказал в «Исповеди»,
«В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас» (1879-1882 гг.).
   Граф Толстой очень изменился, ему казалось, что он нашел ответы
на мучившие его вопросы о смысле жизни, о смерти. Он переживал
несправедливость установившейся жизни, страдал, видя бедность
народа, и стремился к тому, чтобы сравняться с народом в образе
жизни, даже сам пахал землю.
   Идеи Толстого напоминали социалистические, но революцию он
не принимал. Главное - это личное, нравственное перерождение
человека, открывающее человеческое, братское отношение. Он приобрел
известность как христианский философ не только в России,
но и за рубежом.
   22 февраля 1901 г. Священный Синод, указав на антиправительственный
дух толстовского учения, вынес решение об отлучении
Толстого от Церкви. Но это отлучение не поколебало огромного
авторитета Толстого, как христианского философа и великолепного
писателя.
   Стремление к простоте и проповедь нравственных принципов
не могло не сказаться на характере творчества Толстого в последние
десятилетия XIX в. Основные темы позднего творчества Толстого -
это извращенность, порочность человеческой природы и общества.
   1885 г. - повесть «Холстомер». Глазами мудрого мерина Холсто-
мера с трагической судьбой показана развратная и бессмысленная
жизнь его хозяина, князя Серпуховского.
   1881-1886 гг. - «Смерть Ивана Ильича». Смерть сильна своей
неотвратимостью, и нравственное прозрение героя происходит на
ее пороге.
   1894-1895 гг. - «Хозяин и работник», «Крейцерова соната».
   1889-1899 гг. - работа над романом «Воскресение». Главный герой,
граф Дмитрий Иванович Нехлюдов, проходит через нравственное
перерождение. В молодости он соблазнил молоденькую горничную
Катюшу Маслову. Ее выгнали из дома, и чистая девушка стала проституткой.
   По иронии судьбы Дмитрий Нехлюдов попадает в число
присяжных заседателей, которые судят Катю Маслову (ее подозревают
в отравлении купца, клиента публичного дома). Толстой показывает
прозрение князя Нехлюдова, но фиксирует это в прямых суждениях.
   Эти суждения делают его безжалостным судьей общественного строя.
   Голодный год 1891-1892 гг. прибавил блестящую страницу
к биографии Толстого. Пользуясь своим известным положением,
он отправился вместе со своей семьей в голодающие районы и в устроенных
столовых кормил голодных. Он ни на минуту не покидал своего
поста. Пожертвования шли к нему со всех концов России, Европы,
Америки.
   Кроме своих известных всему миру повестей и романов, Толстой
долгие годы в период с 1884-1910 гг. работал над собиранием
мудрых мыслей. Эта работа получила свое окончательное решение
в книге «Круг чтения» в 2-х томах.
   «Круг чтения» - это собрание мыслей мудрых людей, расположенных
по темам и различным дням целого года. В центре «Круга
чтения» христианское духовное наследие, но Толстой обращается
и к мусульманству, и к буддизму, к китайским философам... Толстой
использует также отрывки из художественных произведений
русских и зарубежных писателей, но все они должны следовать
одной цели - нравственному пробуждению.
   Учение Толстого о всепрощении, о бедности, о простоте жизни
приходило в противоречие с самой жизнью Толстого как помещика.
   Он хотел все раздать бедным, но родные, естественно, не могли
с этим согласиться.
   Атмосфера в доме стала невозможной для писателя. 28 октября
1910 г. Толстой тайно ушел из семьи. Но по дороге у него поднялась
температура, и 31 октября он вынужден был сойти на станции Аста-
пово по дороге на Ростов-Дон. 7 ноября в шесть часов пять минут
Толстого не стало.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...