Реклама


Товары

загрузка...

Биография Лескова Н.С. (1831-1895)

   Род Лесковых - это несколько поколений,
принадлежавших к духовному сословию. Отец
писателя прервал духовную преемственность,
после семинарии отказался от рукоположения,
отправился на государственную службу. Службу оставил, женился
по любви на бесприданнице, и будущему писателю с ранних лет пришлось
познакомиться со стесненным материальным положением.
   С детства он был религиозным человеком, и, как сам говорил о характере
своей религиозности, она была «счастливая, то есть такая,
какая рано начала... мирить веру с рассудком». Образование получил
бессистемное. Лесков не завершил даже курса гимназии и был
самоучкой, хоть и гениальным. Его стихийная натура и увлекала его
то в писательство, то в семейный круг, то еще куда-нибудь.
   По лености он оставил орловскую гимназию, не получив образования,
все же устроился на государственную службу в Орле, а затем уехал
в Киев.
   Потом он перебрался в коммерческую компанию, что обрекло
его на долгие годы совершать деловые поездки в разные уголки
России. И это ему очень пригодилось; все жизненные впечатления,
переработанные писательской фантазией, воплотились в его произведения.
   У него, как у писателя, было золотое правило: «Чтобы знать
жизнь, надо не изучать ее, а жить ею».
   Одиннадцатилетняя служба в Орле и Киеве дала Лескову много
жизненного опыта.
   «Пробой пера» стал не рассказ, не повесть, а «Очерки винокуренной
промышленности», появившиеся в «Отечественных записках»
в апреле 1861 г. Этот оче рк повлек за собой и другие публикации.
   Он писал обо всем: о борьбе с народным пьянством, о народном
хозяйстве, о раскольничьих браках, о женской эмансипации... Затем
печатает и беллетристику. Жизнь ведет рассеянную. Петербург -
Москва - Петербург. Итог этому периоду Лесков подводит сам:
«.. .Верил в Бога, отвергал Его и паки находил Его, любил мою родину,
и распинался с нею, и был с распинающими ее!»
Пожары 1862 г., о которых писал Лесков, были страшным бедствием
для страны, но публикации о них не понравились правительству.
   Он уезжает в Европу, беспорядочно живет в Париже. Осенью 1863 г.
   публикует повесть «Овцебык». Работает над антинигилистическим
романом «Некуда».
   После выхода романа «Некуда» разразился скандал. Лескова
обвиняли в том, что он выполнил заказ полицейского управления.
   И только спустя долгие годы Лесков смог освободиться от репутации
доносчика. В романе в негативном свете обрисованы идеологи
революционного движения, а этого не могла простить демократическая
критика. Кроме того, в персонажах узнавали живых людей, что
привело к настоящему скандалу.
   В 1867г. Лесков пробует себя (единожды) в драматическом жанре.
   Он еще раз решил написать антинигилистический роман («На ножах
») - 1870-1871 гг. в жанре сатирическом. В советский период
роман «На ножах» отсутствовал в одиннадцатитомнике Лескова.
   В1872 г. в журнале «Русский вестник» публикуется роман «Соборяне
» о жизни церкви.
   «Очарованный странник» (1873). Лескова интересовали необычные
герои, сильные, наделенные какой-то особенной красотой. Таков
его Иван Северьянович Флягин из рассказа «Очарованный странник
». Он - странник по жизни, обретающий на ее путях свое истинное
призвание, данное ему еще при рождении.
   Иван - моленный и обещанный сын. «Ты Богу обещан», - говорит
ему мать, но он не слышит ее. Герой повести - крепостной крестьянин,
выросший на графской конюшне. Он «дичок», то есть еще
не может управлять своей энергией, не умеет думать, оценивать.
   С легкостью относится и к тому, что он «моленный и обещанный
сын». Иван богатырского сложения, наделен телесной красотой
и особым талантом. Талант его действительно редкий: он чувствует
и понимает лошадей, а такая интуиция редко кому дается. Но постепенно
этот «дичок», пройдя через множество испытаний, становится
человеком, нравственно проснушимся и готовым послужить Богу.
   Первое происшествие, ставшее поворотным в его судьбе, -
невольное убийство монаха. У Ивана нет никакого раскаяния, он не
понимает, что стал причиной смерти человека. После гибели монаха
началось странничество Ивана Флягина.
   Сильным испытанием для него оказался татарский плен, хотя
в прямом смысле это не было пленом. Флягин имел все, что и другие,
ему выделили «Наташу» (жену), потом другую. От других он сам
отказался. К нему относились дружелюбно, правда, «подщетинили»,
но это от нежелания, чтобы он снова не убежал. Иван жестоко страдал
от ностальгии, хотя и не знал этого слова, по своей родине и по христианской
вере. Он не признавал своих детей, рожденных от него,
потому что их не крестили по православному обычаю: «потому что
они были без всех церковных таинств». И именно там, в рабском
состоянии, он начинает ощущать тягу к молитве, вспоминая церковные
русские праздники. В страннике все больше пробуждается религиозное
отношение к своей жизни.
   Избавившись от плена, он все же не вспоминает о том, что обещан
Богу, а продолжает свою странническую жизнь.
   История с цыганкой Грушей - последнее сильное испытание для
души странника. Он помогает Груше уйти из жизни, и этот его поступок
пробуждает в нем христианское чувство, заставляет искать
искупление своего греха в сильном желании положить жизнь свою
за ближних своих.
   Он попадает на Кавказскую войну (вместо сына случайно встреченных
стариков) и ищет случая пострадать. Такой случай выпадает.
   Он вызывается переплыть студеную горную реку и перетянуть на
другой берег канат для наведения моста под пулями противника. Переплывая,
Флягин сподобился видению. Такое видение - это знакПро-
мыслительной Божественной воли. Флягин так это и понимает. Вскоре
он приходит в монастырь, где в тяжелом противоборстве одолевает
искушающего его беса. Но после победы над бесом странник не возгордился.
   У него, наоборот, появляется какое-то ласковое отношение
к бесятам.
   Сознавая себя недостойным грешником, Иван Северьянович хочет
пострадать за народ: «.. .мне за народ очень помереть хочется».
   Странничество Флягина - это обретение истинного смысла своей
жизни, это превращение «природного» человека в праведника.
   Созданный писателем образ «очарованного странника» содержит
в себе широкое обобщение. Образ Ивана Флягина можно трактовать
как образ русского народа. Народ - это младенец-богатырь, только-
только входящий в жизнь. Он, конечно, неразумен, но в нем богатырская
сила, способная преодолеть любые невзгоды. Русский
человек все может.
   Сам Лесков странствует в поисках истины, в поисках человеческих
типов и характеров. Он ищет их в разной среде.
   Больше всего удручало Лескова, что много на Руси всякой
неправды, которая развращала людей, превращая их в дурных.
   Поиск праведников, то есть людей, обладающих высокими
нравственными качествами или необычных по своему поведению,
породил целую серию рассказов: «Однодум», «Чертогон», «Кадетский
монастырь», «Печерские антики», «Несмертельный Голован».
   Обращение к сказочным мотивам, к легендам обусловлено также
поисками таких образов, которые воплощали бы идею служения
людям. В рассказе «Прекрасная Аза» (1888) красавица Аза из любви
к ближнему пожертвовала всем своим богатством. Отвергнутая
людьми своего круга, она стала «последней» женщиной, но даже
в своем униженном состоянии сохранила любовь к ближнему.
   Ее любовь «покрывает множество грехов», и на исходе ее жизни
отверзаются небеса: «Она прощена».
   Обращаясь к сюжетам первых веков христианства, Лесков пытается
проникнуть в самые истоки учения, доказывая, что христианские
добродетели свойственны любой душе, даже душе злодея: «Аска-
лонский злодей» (1888). В легенде «Лев старца Герасима» (1888) -
житие преподобного Герасима Иорданского было интерпретировано
Лесковым как нравственное поучение: «Поступай со всеми добром
и ласкою» и отрекайся от собственности, ибо она рождает страх перед
жизнью.
   Своеобразие христианского миросозерцания исследуется Лесковым
в повести «Гора».
   В начале 1890-х гг. Лесков устает от своих праведников, и глубокий
пессимизм проникает в его душу. Он вновь обращается к мрачным
сторонам российской действительности, чему посвящены крупнейшие
его произведения последних лет: «Чертовы куклы», «Юдоль».
   Всю жизнь Лесков странствовал по российским просторам в поисках
Истины, он исследовал все стороны жизни, искал праведников,
искал Бога, во всем сомневался и до конца жизни не был уверен, что
Бога можно найти в условиях российской действительности. За год
до смерти, 2 марта 1894г. Лесков писал: «Думаю и верю, что "весь
я не умру", но какая-то духовная ипостась уйдет из тела и будет продолжать
"вечную жизнь", но в каком роде это будет, - об этом понятия
себе составить здесь нельзя, и дальше этого Бог весть когда уяснится...
   Я тоже так думаю, что определительного познания о Боге
мы получить не можем при здешних условиях жизни, да и вдалеке
еще это не скоро откроется, и на это нечего досадовать, так как в этом,
конечно, есть воля Бога». Здесь и горячая вера и сомнение.
   Судьба Лескова была сложной. Личная жизнь Лескова не задалась,
если это слово отражает всю сложность отношений его с женщинами.
   С первой своей женой он познакомился в 1853 г., когда работал помощником
столоначальника Киевской казенной палаты. Скоро он
объявил о помолвке, но его выбор не понравился многим. Пишут,
что Ольга Васильевна была легкомысленна и взбалмошна. Они прожили
пять лет и расстались. Писатель изобразил ее в романе
«Некуда» под именем Ольги Александровны, она была настоящим
«исчадием ада» для своего супруга. Сам Лесков говорил о своем писательском
воображении как о бедном, неспособном выдумывать,
а просто воспроизводящем реальные факты. Исследователи
полагают, что Ольга Васильевна была полным прототипом художественного
образа.
   16 марта 1848 г. жену Лескова поместили в психиатрическую
больницу, она сошла с ума в буквальном смысле этого слова и провела
там около 30 лет. К этому времени распадается и 12-летний, не
освещенный церковью, брак с Катериной Бубновой, которой он усиленно
добивался, будучи в браке с Ольгой Васильевной.
   Сын Андрей после развода родителей останется с отцом - редкий
случай: Екатерина Бубнова воспитывала детей от первого брака.
   Он не просто остался с отцом: в одиннадцать лет он взял на себя все
хозяйственные заботы, впоследствии стал первым биографом своего
отца, талантливого писателя Николая Лескова.
   Лесков был тяжелым человеком для своих родных, это, впрочем,
случай нередкий. После его кончины остался конверт с надписью: «Прочесть
немедленно после моей смерти». В бумаге, названной «Моя
последняя просьба», -двенадцать пунктов. Последний гласит: «Прошу
затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был
неприятен».

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...