Реклама


Товары

загрузка...

Биография Достоевского Ф.М. (1821-1881)

   Федор Михайлович Достоевский вырос
в большой семье, у него было восемь братьев
и сестер 0тец - врач Мариинской больницы
на Божедомке в Москве. Сын священника, он
принадлежал к дворянскому сословию, но бедному и захудалому.
   Характер имел вспыльчивый и резкий, угрюмый и подозрительный.
   Семья была патриархальная, и в ней царила строгая дисциплина.
   Детей воспитывали в послушании и строгости, отца боялись, но
уважали. О воспитании и образовании своих детей отец очень заботился.
   Федор начал читать очень рано, и большое, можно сказать, формирующее
влияние оказали на юного Достоевского «104 истории
Ветхого и Нового Завета».
  
В пансион Чермака, где учились братья Михаил и Федор, их отвозили
в семейной карете, в ней же и привозили обратно в конце недели.
   Летом семья уезжала в имение Даровое, купленное с большим
трудом в 1831 г., когда Федору минуло 10 лет. В деревне дети пользовались
большой свободой и играли с деревенскими ребятишками,
но родители следили за поведением детей, как мальчиков, так и девочек.
   Отец очень любил своих сыновей, но держал их в строгом послушании,
так что они не смели сесть в его присутствии, когда он
давал уроки. Он охотно тратил деньги на воспитание и образование,
но в остальном был очень экономным, даже скупым.
   У жены Марии Федоровны были богатые родственники Куманины,
и этот факт иногда вызывал у Михаила Федоровича (отца) приступы
уязвленной гордости. К тому же он был завистлив, но тщательно
скрывал это до определенных случаев. Жена любила его настоящей
любовью, преданной и горячей. Она не только не трепетала перед
гневным и суровым мужем, но и была ему опорой и поддержкой.
   По мнению биографов Достоевского, она обладала определенным
литературным талантом, который и передала своим детям.
   Мать осталась в памяти Федора Достоевского доброй, мягкой,
нежной, но в то же время сильной и практичной, как большинство
русских активных женщин. У матери Федора Михайловича было
хрупкое здоровье, детей сама она кормить не могла, поэтому вынуждена
была брать кормилиц из деревни. Открывшийся туберкулез
унес ее в могилу сравнительно молодой (в 1837 г. Федору было 16 лет).
   После смерти матери отец отвез Федора и Михаила в Петербург
и поместил их в Инженерное училище (1838 г.). Поступил только
Федор, Михаила не приняли. Атмосфера казенного заведения была
для Достоевского слишком тяжелой, даже невыносимо тяжелой.
   Сверстники встретили Федора насмешками: он был робок и замкнут,
не обладал ни манерами, ни знатным происхождением, ни богатством.
   В домашней обстановке вел себя резво и живо, в училище - замкнулся
в себе. Он был неуклюжим, держался особняком. Но Достоевский
мог очень восторженно говорить о Пушкине и даже попросил у отца
разрешение носить траур после смерти поэта целый год. Уже тогда
он отличался восторженным идеализмом и повышенной, болезненной
впечатлительностью.
   В 1839 г. умер отец. После кончины жены доктор Достоевский
вышел в отставку и поселился в деревне. Он много пил, существует
версия, что его убили крестьяне из-за его жестокости по отношению
к ним. Федора потрясло известине о смерти отца и ошеломили
обстоятельства страшной смерти. В «Братьях Карамазовых», последнем
романе Федора Достоевского, использованы детали этого убийства.
   В 1840-1841 гг. он уже начал пробовать писать литературные
произведения, наброски драм и романов. Он больше думал о Гамлете,
о шиллеровском разбойнике, пушкинских поэмах, чем о строевой
подготовке и инженерных предметах. Интенсивная внутренняя
жизнь не могла не отразиться на внешнем поведении молодого
Достоевского. Он бывал разным: то веселым и красноречивым, то
грустным и пессимистически рассуждающим о тщете всего земного.
   В 1841 г. Достоевский был произведен в прапорщики. Он снял
вместе с товарищем квартиру и дни и ночи проводил за книгой и
писанием. Судьбы людей очень интересовали его.
   В1843 г. прапорщик Достоевский был произведен в подпоручики,
но через год вышел в отставку, так как литературные мечтания стали
его настоящей жизнью и завладели им целиком. Федор в жизни был
очень непрактичным человеком и никогда не умел распоряжаться
деньгами. Он мог получить, например, от опекуна тысячу рублей,
а к вечеру от них могло остаться только 100, остальные были
проиграны на бильярде или в домино.
   Достоевский ссужал деньгами бедных пациентов доктораD который
жил с ним на квартире; платил бешеные деньги перекупщикам
за билеты на концерты или спектакли. Но после концертов и обедов
в ресторанах ему приходилось питаться сухарями и молоком... СловомD
жизнь начинающего писателя была беспорядочной. Он уходил
греться в трактирыD потому что в квартире плохо топилиD и часами просиживал
с «потерянными личностями»D выслушивая их исповеди. Он
поражал товарищей своими странностями: был суеверенD придавал
большое значение символам и знакамD боялся умереть.
   В1844 г. вышел роман Бальзака «Евгения Гранде» в переводе ДостоевскогоD
в это же время он работает над романом «Бедные люди».
   В 1845 г. он живет вместе с ГригоровичемD в будущем тоже известным
писателем. Григорович показал рукопись «Бедных людей»
Некрасову. Некрасов пришел в такой восторгD что поехал к Достоевскому
ночью. ВпечатлениеD произведенное на Достоевского этим
ночным посещениемD было незабываемым. К нему пришла слава- мечта
его молодости. «Это была самая восхитительная минута моей жизни»D -
признавался он позднее. Белинский сказал ему по поводу «Бедных
людей»D что это «ужас и трагедия».
   Роман написан в форме писем. Завязкой является любовьD но
любовь безнадежная... Мелкий чиновникD немолодой и некрасивыйD
полюбил молоденькую девушку. Он пишет ей письма и с нетерпением
ждет ответа. Макар Девушкин совсем не похож на романтического
героя. Но он и не надеялся на взаимность. Он только заботился
о ВаренькеD отдавал последние деньгиD но не смог уберечь
от главного несчастья - вынужденного замужества: ее увез помещик
Быков. Варенька догадываласьD на какие жертвы идет ради нее
Макар Девушкин и благородно освободила его от этих обязательств.
   Так кончается романтическая мечта бедного чиновникаD и он остается
раздавленным и одиноким.
   Но первый взглядD Достоевский продолжает традицию ГоголяD
традицию «натуральной школы»D но это только на первый взгляд.
   Гоголевский Башмачкин - забитоеD тупое существоD автоматD а маленький
чиновник Макар Девушкин из романа «Бедные люди» -
человек внутренне богатыйD но несчастный и бедный. Бедность унижает
его человеческое достоинство. 55 писем Макара Девушкина и Вареньки
Доброселовой дышат любовьюD страстью и самопожертвованием.
   Роман «Бедные люди» открыл целый цикл произведенийD посвященных
жизни различных слоев населения Петербурга: «Двойник»D
«Господин Прошрчин», «Ползунков» и несколько повестей о мечтателях.
   Мечтатели - это особый петербургский типD порожденный туманами
фантастического города на Неве. Достоевский так объясняет появление
мечтателей в жизни: «В характерахD жадных до деятельностиD
но слабыхD женственныхD нежныхD мало-помалу зарождается тоD что
называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком,
а каким-то странным существом среднего рода - мечтателем.
   Реальная жизнь страшит мечтателя, она производит на него
впечатление тяжелое, враждебное, и он спешит забиться в свой
заветный, золотой уголок, который на самом деле часто запылен,
неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает
чуждаться толпы, чуждаться общих интересов, и постепенно,
неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной
жизни. Ему... начинает казаться, что наслаждения, доставляемые
его своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей
жизни».
   1848 г. Повесть «Белые ночи» о любви петербургского мечтателя.
   Мечтатель бродит по улицам города и фантазирует о взаимной любви.
   Он знакомится с девушкой Настенькой, и она рассказывает ему о своей
любви к другому. В этой повести мечтательство было представлено
Достоевским в волшебном поэтическом блеске, в очаровании молодости
и влюбленности. Герой исповедуется перед Настенькой с такой
искренностью, что она сразу же откликается на эту искренность.
   Он влюбляется в девушку, потому что открыт для любви, и хотя
Настенька не отвечает ему взаимностью, но жажда любви преображает
его.
   В творчестве Достоевского «Белые ночи» «звучат тихой и радостной
мелодией». Мечтатель не становится несчастным после свадьбы
Настеньки, а благословляет своего доброго гения: «Да будет ясно
твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты
благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому,
одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства!
Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую!»
Настенька - первый живой образ в творчестве Достоевского. Варенька
из «Бедных людей» слишком бесплотна и схематична. Он
задумывает писать большой роман «Неточка Незванова», где в центре
рассказ героини о самой себе, о детстве, об условиях становления
характера, но роман остался незавершенным. Неточка тоже мечтательница,
но она стала мечтательницей по причине уродливости отношений
в семье. «Неточка Незванова» - это своего рода лаборатория,
где зарождались идеи, приемы реализации которых показаны в больших
романах Достоевского.
   В этот период Достоевский порывает отношения с Белинским,
сначала так восторженно принявшим молодого писателя, но впоследствии
разочаровавший его своим атеизмом и революционно-демократическими
взглядами на переустройство общества. Белинский
же увидел в произведениях Достоевского, особенно в «Двойнике»
и «Господине Прохарчине», отход от реализма. К тому же Федор
Михайлович не согласен был и со взглядами Белинского на роль
литературы в жизни общества, полагая, что задача литературы прежде
всего в отражении вечных проблем, в исследовании души человека,
проникновении в ее тайники с тем, чтобы понять причины, уродующие
человеческое достоинство. Белинский же видел задачи литературы
в критике социальной действительности, унижающей жизнь человека.
   В начале 1847г. Достоевский окончательно расстался с Белинским,
но как человек, стремящийся к познанию истины, не перестает
искать единомышленников, и еще в 1846 г. знакомится с Буташе-
вичем-Петрашевским и начинает посещать его кружок по пятницам.
   Достоевский мечтал о преображении мира. Идея золотого века и мировой
гармонии - самая заветная, самая «святая» его идея: она
стоит в центре его мировоззрения и творчества.
   Заседания кружка были тайными, но все же из разных источников
стало известно, что на этих заседаниях обсуждались вопросы о государственном
перевороте. Но Достоевский не во всем был согласен
с петрашевцами.
   По доносу предателя Антонелли в ночь с 22 на 23 апреля 1849 г.
   по личному приказу Николая I Достоевский и все петрашевцы были
арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В Алексеевы
м равелине Петропавловской крепости Федор Михайлович просидел
8 месяцев. Сначала ему казалось, что он не выдержит и трех дней
в узкой камере, но потом успокоился и начал писать. Были задуманы
роман и повести, но написан только рассказ «Маленький герой».
   Закончилась следственная комиссия, несколько раз менялось наказание
и, наконец, должен был быть объявлен приговор о смертной
казни... Но была только ее инсценировка, а затем зачитано настоящее
решение о замене смертной казни каторгой и ссылкой. Через
несколько часов после «смертной казни» Достоевский писал брату
Михаилу: «.. .Нет желчи и злобы в душе моей; хотелось бы так любить
и обнять хоть кого-нибудь из прежних в это мгновенье. Это -
отрада, я испытал ее сегодня, прощаясь с моими милыми перед смертью...
   Когда оглянусь на прошлое, да подумаю, сколько даром потрачено
времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности,
в неумении жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил
против сердца моего и духа, так кровью обливается сердце мое.
   Жизнь - дар, жизнь - счастье, каждая минута - должна быть веком
счастья.
   Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух
мой и сердце мое в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда
моя, все утешение мое!»
Это письмо человека, только что видевшего перед собой смерть,
в нем слышится потрясение души и радость от возвращения к жизни.
   Испытания и страдания ничто по сравнению с высшей ценностью
жизни. В этот момент Достоевский чувствует очень остро Божественную
тайну бытия, благодать жизни.
   Эшафот был огромным событием в жизни писателя. Жизнь его
переменилась, прошлое кончилось, началось другое существование,
совершенно новое и по форме, и по содержанию.
   23 января 1850 г. Достоевский прибыл в Омскую каторжную
тюрьму. Переписка с братом Михаилом прерывается на четыре года.
   Эти четыре года были для писателя страшным испытанием - его
посадили вместе с уголовниками, которые люто ненавидели преступников-
дворян. В «Записках из Мертвого дома» запечатлен весь ужас
каторжного быта.
   В письме к брату Андрею Достоевский передает свои отвратительные
впечатления от каторжного быта, вот, например, описание
каторжников: «Это народ грубый, раздраженный и озлобленный.
   Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы, и потому нас,
дворян, встретили они враждебно и со злобной радостью о нашем
горе. Они бы нас съели, если бы им дали...» И далее описание жизни,
страшной до отвращения, ибо такое представить очень трудно, а скорее,
невозможно.
   Четыре года каторги, четыре года «страдания невыразимого, бесконечного
», были поворотным пунктом в духовном развитии писателя.
   В Омском остроге началось «перерождение» убеждений.
   Он борется со своим прошлым, с идеями, приведшими его на эшафот
и на каторгу. На каторге Достоевский судил себя. В письме Н. Д. Веци-
ной он писал при выходе из острога: «...Этот символ очень прост:
верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее,
мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою
любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы
кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось
оставаться с Христом, нежели с истиной». Это письмо, важный документ,
доказывающий «перерождение души». Он мысленно спорит
с социалистом Белинским, доказывает его неправоту. «Встреча
с Христом» среди разбойников (каторжников) стала для Достоевского
источником света, который воссиял над всей его жизнью и над
всеми произведениями послекаторжного периода.
   15 февраля 1854 г. писатель вышел из Омской каторжной тюрьмы.
   Ему было 33 года. Его перевели в Семипалатинск, где состоялось
знакомство с окружным прокурором Врангелем, который стал ему
другом и впоследствии оказывал множество услуг. В семипалатинском
«свете» Федор Михайлович познакомился с семьей Исаевых и влюбился
в жену Исаева, Марию Дмитриевну. Александр Исаев много
пил и вскоре умер (август 1855 г.). У Достоевского появляется надежда,
что вдова Исаева согласится стать его женой. Она отвечает уклончиво.
   Он же пишет ей страстные письма. Врангель о Марии Дмитриевне:
«Довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура
страстная и экзальтированная, она была начитанна и довольно
образованна, любознательна и довольно жива и впечатлительна».
   6 февраля 1857г. Достоевский повенчался в Кузнецке с Марией
Дмитриевной Исаевой. Он был несчастен в первом своем браке. Исследователи
полагают, что причиной была натура Исаевой, нервной,
эмоциональной женщины, которая мучила Достоевского своими
капризами, а до брака изменила ему с молодым, но ничтожным учителем
начальных классов Вергуновым. Подробности можно узнать в книге
М. Слонима «Три любви Достоевского».
   1854-1856 гг. наполнены любовью к Марии Дмитриевне и жаждой
писать. Он произведен в унтер-офицеры и должен быть на службе,
поэтому писать ему удается урывками. В эти годы были закончены
«Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
   В январе 1858 г. писатель подал прошение об отставке и просил
разрешения вернуться в Россию. Приказ об увольнении был дан
в марте 1859 г., ему не дозволялось жить в столицах. Он выбрал для
места жительства Тверь. Но Тверь скоро становится самым ненавистным
городом - так он тоскует по Петербургу. В декабре 1859 г.
   Достоевский возвращается в столицу.
   1860 г. - в переписке с братом Михаилом еще ранее обсуждался
вопрос о создании своего журнала. Этот год весь ушел на подготовку
по его созданию; вырабатывалась программа, завязывались связи и т. д.
   Но в этой журнальной суете он находит время для работы над двумя
произведениями: «Записками из Мертвого дома» и «Униженными
и оскорбленными».
   «Записки из Мертвого дома», роман в двух частях, стал печататься
в 1860 г. в газете «Русский мир». Первые главы были перепечатаны
в журнале братьев Достоевских «Время», и весь роман был
напечатан в течение 1861-1862 гг. Материалом для написания послужили
наблюдения писателя над типами каторжников, их речью,
жестами и др.
   В романе «Униженные и оскорбленные» рассказывается трагическая
история двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-
англичанина Смита, разоренных богатым авантюристом,
безнравственным чудовищем князем Волковским. Сам он является
связующим звеном в этих историях. Иван Петрович, начинающий
писатель, беззаветно любит Наташу, Наташа любит Алешу, сына Вол-
ковского. Она уходит к Алеше, живет с ним, но не прерывает дружеской
близости с Иваном Петровичем, и их отношения похожи на
отношения Достоевского и Марьи Дмитриевны в период ее увлечения
Вергуновым. Двое мужчин любят одну и ту же женщину, а она
привязана к обоим, эта ситуация будет часто повторяться в его
романах. Эта трагичность в человеческих взаимоотношениях устанавливается
Достоевским как психологический закон и выражает
что-то очень глубокое и таинственное в его видении человеческой природы.
   Во всех его произведениях герой стоит между двумя героинями.
   «Униженные и оскорбленные» - в предверии его романов-трагедий.
   Успех «Записок из Мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных
» снова вводит Достоевского в первые ряды русских писателей.
   Летом 1862 г. Федор Достоевский впервые выехал за границу.
   Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Лондоне.
   Свои впечатления он изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних
впечатлениях» (1863). Это небывалые путевые заметки, даже,
можно сказать, совсем не путевые, а скорее всего, философские
размышления. В этих странных заметках намечены идеи будущих произведений,
вылившихся в «Записки из подполья» и в «Легенду о великом
инквизиторе» («Братья Карамазовы»).
   Знакомство с Аполлинарией Сусловой сыграло роковую роль в судьбе
Достоевского. Ей 20 лет, и она увлекается общественными вопросами
об эмансипации женщин. Она искала возвышенной любви, а встретила
настоящую страсть. Суслова становится его любовницей, но с
первых же встреч тяготится этой связью. Аполлинария видела в нем
прежде всего писателя, чья известность увеличивалась с каждым
новым произведением, и ей льстила влюбленность Достоевского.
   Но ее также многое и не устраивало в любовнике: он был женат и продолжал
заботиться о жене (она была больна) и о пасынке, ее сыне.
   Она ревновала его к больной жене, считая, что он ничем не жертвует
для нее.
   1863 г. Достоевский и Суслова договариваются о совместном путешествии
за границу, но Суслова едет одна, его задерживают дела
издательские. Они назначают встречу в Париже, но по дороге он
заезжает в Висбаден и играет в рулетку. Две страсти - к Сусловой и
к рулетке - сплетаются в нем воедино. Брат Михаил пишет ему
в сентябре 1863 г.: «Не понимаю, как можно играть, путешествуя
с женщиной, которую любишь». Достоевский это понимал, но страсти
в его жизни всегда играли роковую роль, и он всегда бросал вызов судьбе.
   Об этом он впоследствии расскажет в романе «Игрок».
   Безумие игры овладевает им, он сначала выигрывает десять
тысяч четыреста франков, но потом опять играет и проигрывает половину.
   Но ему кажется, что он знает секрет игры в рулетку.
   В это время Суслова в Париже сходится со студентом-медиком
Сальвадором. Он скоро ее бросает, и она обо всем рассказывает Достоевскому,
происходит драматическое объяснение.
   Повторяется ситуация, как в сватовстве к Исаевой, как в романе
«Униженные и оскорбленные». Отвергнутый любовник уговаривает,
утешает, переходит на роль друга. Но сам Достоевский испытывает
душевную пытку от «братских» отношений с Сусловой. Путешествие
Достоевского с Сусловой продолжалось два месяца: в конце
октября они расстаются. Достоевский уезжает в Петербург, она остается
за границей. Роман окончен, но предстоит еще эпилог - мучительная
встреча в Висбадене в 1865 г.
   Судьба этой женщины достойна ее своенравного характера.
   Ей было 40 лет, когда она вышла замуж за 24-летнего журналиста
В. В. Розанова, будущего русского философа, через шесть лет бросила
его и стала женой молодого еврея Гольдовского. Все мужчины
страдали от ее деспотизма.
   В 1863 г. был закрыт журнал «Время».
   В 1864 г. открыт журнал «Эпоха». Этот год был чрезвычайно
трудным для Федора Михайловича. После долгой болезни умерла
Мария Дмитриевна, оставив ему своего сына. Умирает и брат Михаил.
   Эта потеря была особенно велика, так как брат был его единомышленником
и другом. После его смерти работа в издательстве целиком
и полностью легла на плечи Федора Михайловича. Содержание
семьи брата, выплачивание долгов тоже стало заботой писателя.
   1865 г. Журнал «Эпоха» прекратил свой существование, так как
не имел успеха у публики. Денег нет, долгов много, и, чтобы хоть
как-то исправить свое материальное положение, он заключает с издателем
Ф. Т. Стелловским кабальный договор, согласно которому
он обязывался до 1 ноября 1866 г. написать новый роман для готовившегося
к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения
этого пункта он терял право собственности на все свои сочинения
на девять лет. Этот договор висел над Достоевским как дамоклов меч.
   За месяц до окончания срока он, по совету друзей, приглашает стенографистку
Анну Сниткину. Он продиктовал ей за 26 дней роман
«Игрок».
   29 октября была последняя диктовка «Игрока». «Теперь принимаюсь
за «Преступление и наказание».
   8 ноября произошло объяснение в любви, и Достоевский делает
предложение своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной.
   Анна Григорьевна стала настоящим другом для великого Достоевского,
верной женой, доброй матерью. Свадьба состоялась 15 февраля
1867 г. Родственники (семья брата Михаила и пасынок) встретили
враждебно женитьбу Федора Михайловича.
   Анна Григорьевна испытала тот же ужас, что и первая жена
писателя. После свадьбы из-за волнений и выпитого вина с Достоевским
случился припадок падучей (эпилепсии). Припадков было
два, второй сильнее первого. Доктор советует ехать за границу
для поправки здоровья.
   Роман «Преступление и наказание», который изначально был задуман
как роман «Пьяненькие», рассказывал историю семьи чиновника-
пьяницы. Но вскоре план романа усложнился новыми идеями
и образами, которые воплотились в новом романе «Преступление
и наказание», а сюжет «Пьяненьких» стал одной из его составных
частей. Роман «Преступление и наказание» писался одновременно
с романом «Игрок». Утром-днем «Игрок», вечером-ночью - «Преступление
и наказание». Вполне естественно, что организм не
выдержал такого напряжения.
   Достоевские прожили за границей период 1867-1871 гг. Они жили
в разных городах. Жизнь за границей действительно нужна была
для поправки здоровья, но вскоре стало ясно, что Достоевским овладела
страсть к игре в рулетку.
   16 мая он уезжает в Гамбург для игры, выставляя главной
причиной нужду в большом количестве денег. Он проигрывает все
до копейки, умоляет прислать хоть немного, снова проигрывает и снова
умоляет о денежном переводе. Наконец, 27 мая возвращается угрюмый
и озабоченный и... без денег.
   3 июля, получив 500 рублей от Каткова из России, Достоевские
поселяются в Баден-Бадене. Но в этом городе Федор Михайлович
снова проигрывает все деньги, закладывает свое обручальное кольцо
и выигрывает, закладывает серьги жены - и проигрывает. Анна Григорьевна-
в отчаянии. Наконец, они переезжают в Женеву с 70 франками.
   Сам Федор Михайлович осознает свою «подлую натуру»,
но ничего не может сделать. Страсть сильнее рассудка. Да и все герои
его романов получились такими убедительными, потому что в каждом
из них была частичка самого Достоевского.
   Но потрясения от игры и нищеты не мешали напряженной внутренней
работе. Он окончательно порывает с Тургеневым, обвиняя
его в западничестве и атеизме. Он расходится с демократами, не соглашаясь
с их механистическими взглядами на переустройство общества.
   Можно отобрать богатство и отдать его бедным, но тогда
бедные станут богатыми и придется отбирать у них (заколдованный
круг). Зло, по мысли Достоевского, коренится в эгоистической природе
человека. Вера в Христа, в Спасение может изменить злую природу
человека и преобразить ее в доброе начало.
   1867г. закончился началом работы над новым романом «Идиот».
   1868 г.- продолжает работать над «Идиотом». Он также размышляет
о Востоке и Западе, о миссии России.
   И января Достоевский отсылает Каткову первую часть «Идиота
». Работает в холодной комнате, жалуясь на болезнь, нищету, изгнание.
   22 февраля у него рождается дочь София. Достоевский
опять возлагает надежды на выигрыш в рулетку, умоляет жену подождать,
надеется на скорое спасение, но вместо этого у него умирает
дочь (12 мая). Для супругов - это страшное горе, и Федор
Михайлович винит себя в происшедшем.
   Замысел «Идиота» вырастает из замысла «Преступления и наказания
». Раскольников потерял веру, на примере преступления одного
человека Достоевский показал кризис сознания XIX в. Но в «Преступлении
и наказании» кризис сознания концентрируется в одной
душе, «душе Раскольникова», а в «Идиоте» все действующие лица
принадлежат к страшному, гибнущему миру, и только князь Мышкин,
прекрасный, идеальный человек, противостоит этому миру и гибнет.
   «Идиот» - роман-трагедия о прекрасной личности, освещающей
и озаряющей все вокруг, являющейся совестью для окружающих,
но и погибающей только потому, что слишком идеален для этого
мира. В самом имени - Лев Мышкин - заложена двойственность
природы человека. Вот эту двойственность Достоевский и исследует
в разных коллизиях романа.
   В романе «Идиот» писателя интересует также и природа красоты.
   По замыслу романа идея красоты воплощается в двух образах его
героинь (Аглаи и Настасьи Филипповны). Князь верит, что красота
спасет мир; трагический опыт подсказывает обратное: в мире зла
надо спасать красоту.
   Анна Григорьевна обожала своего гениального мужа, и постепенно
Федор Михайлович обретает душевное спокойствие. Она же
и отучила его от игры в рулетку. В 1871 г., в последний приезд в
Висбаден, когда он опять проигрался, Достоевский окончательно излечился
от этой страсти. У них уже родилась дочь Любовь, и Анна
Григорьевна снова была беременна. Они приехали в Петербург 9 июля
1871 г., через неделю (16 июля) у них родился сын Федор.
   Перед отъездом из Дрездена, опасаясь обыска на русской границе,
он сжигает рукопись «Идиота», «Вечного мужа» и первой редакции
«Бесов».
   Жизнь в России начиналась трудно, но у них была уже очень
прочная семья, Анна Григорьевна оказалась хорошей помощницей
и в делах мужа. Долгов было много, но постепенно Анна Григорьевна
расплатилась со всеми долгами.
   «Бесы» (1870-1871 гг.) - роман-предупреждение о великой трагедии,
которая ожидает Россию в будущем. Бесы - это революционеры-
демократы, стремящиеся захватить власть любыми средствами.
   В романе революционеры представляют собой кучку авантюристов
и честолюбцев, не брезгующих убийством членов своей организации.
   Роман был написан по следам «нечаевского дела», когда был убит
студент Н. Н. Иванов. Убийство было совершено членами тайного
общества «Народная расправа», во главе которого стоял последователь
Бакунина, анархист-заговорщик С. Г. Нечаев. Это событие
Достоевский воспринял как зловещий знак грядущих революционных
потрясений, которые станут страшными последствиями для всего
человечества, а в первую очередь для России. Центральная фигура -
образ Ставрогина, «атеиста», «анархиста», «великого грешника».
   В1873 г. Достоевскому предложили стать редактором консервативного
журнала «Гражданин». На страницах «Гражданина» он
выступал в новом для себя жанре, который он назвал «Дневник писателя
». Достоевский осуществляет давнюю свою мечту о новой
форме философско-литературной публицистики и создает необычайно
свободную, гибкую и лирическую форму, полуисповедь, полудневник.
   Он стремится к живому общению с читателем, вызывает его на
споры, обсуждает с ним политические, философские вопросы.
   Но он недолго был редактором журнала «Гражданин». В апреле
1874 г. Федор Михайлович ушел из журнала - слишком обременителен
этот пост для писателя.
   Начиная с 1872 г. семья Достоевских проводит лето в Старой
Руссе, где был приобретен дом.
   В 1874 г. Некрасов неожиданно предложил напечатать новый
роман Достоевского в журнале «Отечественные записки». Достоевский
был немного смущен, этот журнал исповедовал демократические
идеи, а он - монархические. Но все же «Подросток» печатается
в журнале Некрасова.
   В 1877г. умер Некрасов. Его смерть потрясла Достоевского. Он
почувствовал, что с Некрасовым его объединяла «страстная до мучения
любовь ко всему, что страдает и мучается на земле, желание
помочь и облегчить участь униженных и оскорбленных».
   Над своим последним романом «Братья Карамазовы» он работал
два года. В романе три брата, рожденные от развратного отца,
три судьбы, символизирующие три пути человека: путь страстей -
Дмитрий Карамазов, путь ума, интеллекта - Иван Карамазов, путь
сердца-Алеша Карамазов.
   Есть еще и незаконорожденный сын - Смердяков, от юродивой
Елизаветы Смердящей, но он символизирует отсутствие всякого
пути. Карамазовщина- понятие, объединяющее злые человеческие
черты, исходящие от отца семейства Федора Карамазова, карамазовщина
есть в каждом из сыновей, даже в самом добром, Алеше,
выбравшем иноческую жизнь. Но спасение есть - оно в Христе, вернее,
в его учении. И Алеша, воспитанный старцем Зосимой в свете
«высшей» правды, выступает как носитель лучших черт в человеке:
кротости, смирения. О нем Достоевский пишет:«.. .Дар возбуждать
к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать, в самой
природе, безыскусственно и непосредственно». К нему тянутся все
в романе. Центральным эпизодом является поэма «Великий Инквизитор
», сочиненная Иваном Карамазовым.
   Спаситель вновь появляется на Земле, и Инквизитор заключает
его в тюрьму. Легенда - это монолог Великого Инквизитора. Речь
его направлена против дела и учения Богочеловека.
   Обвиняя Его, Инквизитор оправдывает себя, предавшего Христа.
   Легенда о Великом Инквизиторе - это доказательство от противного
идеи Христа о Богочеловеке. Достоевский делает открытие:
свободная личность человека раскрывается только во Христе,
любовь к человечеству может быть только во Христе.
   Последним крупным событием в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского
была «Речь о Пушкине», которую он произнес 8 июня 1880 г.
   на торжественном заседании «Общества любителей российской
словесности», посвященном открытию памятника Пушкину в Москве.
   Речь закончилась знаменитой фразой Достоевского, за которую Горький
ненавидел писателя: «Смирись, гордый человек, и прежде всего
смири свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего
потрудись на родной ниве». Он также высказал мысль об особой
миссии русского народа-богоносца.
   Речь Достоевского произвела огромное впечатление на всех.
   По словам Г. И. Успенского, Достоевский удостоился не просто
оваций, аидолопоклонения...
   В конце 1879 г. врачи определили прогрессирующую болезнь
легких.
   Он скончался 29 января 1881 г. Похороны великого писателя
превратились в настоящую манифестацию.

Поделиться

Заказать сочинение

Заказать сочинение

Партнеры

Товары

загрузка...