Еще раз о школьной форме

Внешний облик человека сейчас, как и на протяжении многих веков, показывает принадлежность человека к определенной социальной группе и нередко обозначает профессию (белые халаты врачей, спецовки рабочих), и ни у кого не вызывает сомнения факт необходимости спецодежды.
Что касается «рабочей одежды» ученика, до сих пор нет четкой позиции в среде родителей, педагогов и даже самих детей. Впрочем, последние слишком переменчивы в своём мнении: всё зависит от того, как именно выглядит предлагаемая форма.
Противники введения формы считают, что она мешает детям раскрепоститься, проявлять свою индивидуальность, принимать себя: «Форма – это пережиток, она была в школах советских, «уравнивающих» всех», «Школьная форма – наказание для детей! Она далеко не всем идет, почему кто-то должен чувствовать себя некомфортно из-за этого?», «Это довольно накладно, ведь дети очень быстро растут. А какой вообще смысл носить ее? Каждый должен иметь возможность демонстрировать свой характер, проявлять это и в одежде тоже».
Что касается самовыражения в одежде, здесь важно не перегнуть палку. Известная проблема всех общеобразовательных школ – одежда и атрибутика неформальных молодежных объединений. Подростки, как правило, максимально используют свое право на свободную форму одежды, иногда доводя демонстрацию своей принадлежности к той или иной неформальной группе до абсурда. Педагоги нередко воспринимают это как неуважение к своей работе: «Я же в магазин не хожу в трусах и майке! Хотя, может, и хотела бы! Почему он позволяет себе являться на урок с нечесаной головой и гремя цепями?» Отчасти они правы, так как необычная внешность – это скорее протест против социального окружения, чем акт самовыражения.
Пережитком прошлого школьную форму называют в основном люди, страдавшие в свое время от недостатка выбора одежды (учитывая наше советское прошлое, таких большинство). Тем не менее, у этого «пережитка» довольно много социальных и психологических функций. Когда-то, еще до революции, форма для

обучающихся в гимназиях была обязательна для постоянной носки (т.е. не только в учебном заведении, но и вне него). Это был знак престижа, интеллигентности, благовоспитанности. Советская школьная форма появилась в конце 40-х годов ХХ века и также была популярна среди учащихся: тогда синонимом слова «равенство» было «братство», то есть объединение, дружба, безопасность – а какие еще ощущения нужны людям, пережившим войну?
Сторонники школьной формы аргументируют свою позицию так: школа – место для учебы, труда, и чем меньше у ребенка шансов отвлекаться на атрибуты внешности, тем лучше. Вот высказывания родителей, ратующих за повсеместное введение формы: «Мне нравится, когда есть школьная форма: дочь не тратит время на выбор одежды перед школой», «Мне кажется, форма помогает сосредоточиться на учебе», «Форма подчеркивает тот факт, что перед учителем все равны – и те, кто может позволить себе дорогую одежду, и те, кому приходится донашивать вещи старших братьев»
Одной из задач в школе, по мнению сторонников форменной одежды, является сглаживание отличий в экономическом положении детей. Ведь есть семьи, где у детей с рождения есть все, а некоторые родители не в состоянии купить детские ходунки, коляски и другие необходимые вещи для ребенка. Однако школьная форма данную задачу решить не в силах.  Исходя из этой позиции, также необходимо запретить в школах использование ручек, калькуляторов, наручных часов, мобильных телефонов разных производителей (у кого-то лучше, у кого-то хуже), ношение бижутерии и украшений, и этого будет недостаточно. Взять хотя бы обувь – по ней легко можно определить уровень благосостояния ее владельца. Кроме того, дети общаются между собой, ходят друг к другу в гости, и обеспеченность не является ни для кого секретом.
Важнее научить ребят адекватно относиться к этим различиям, не завидовать и не кичиться своими ценностями, а это уже задача педагогов.
Почему считается, что форма дисциплинирует детей? Конечно, это утверждение справедливо с некоторыми оговорками: если ограничиться одним введением школьной формы, на дисциплину это не окажет никакого влияния. Форма в системе комплексной работы с детьми – эффективное средство настройки на учебный процесс. Надевая «рабочую одежду», школьник психологически подготавливает себя к учебе.
Полезна форма для учеников начальных классов. В глазах ребенка школа – это особое место, ей соответствует особое отношение, особое поведение и особая одежда. Появляется не только внутренняя, но и «внешняя» готовность к роли ученика. Как правило, форма в это время детям нравится, как и прочие атрибуты «взрослой» школьной жизни: портфель, тетради, пеналы, так как демонстрирует окружающим их новый статус, показывающий, что коляски детские, ходунки и игрушки остались позади.
В некоторых школах форма учеников разных классов отличается: это знак принадлежности к своему коллективу, средство сплочения детей.
То есть кроме формальной, деловой функции, форма выполняла и выполняет особую, символическую роль. Почему бы не вернуть форму теперь, в качестве демонстрации стабильности, которой не хватает после экономического кризиса?


Назад