Характеристика главных героев повести Пушкина «Выстрел. «Характеристика главных героев повести А

Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка.

Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря своей многоуровневости, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин, который находится на верхней ступени композиционной лестницы, формально передает авторство Ивану Петровичу Белкину. Мнимое «авторство» приводит к созданию многоуровневого текста, а это в свою очередь позволяет глубже и шире охватить действительность, описать нравы, рассказать о судьбах и устремлениях героев. На фоне исключительных событий развернута обобщенная картина действительности, сами исключительные события подчиняются законам повседневной реальности, конкретным времени и пространству.

Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствует любовь. Они влюблены или ждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание значимых событий сюжета.

Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. «Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета». Его окружала какая-то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.

Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии». Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры…»

Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…». В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»

Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из-за того, что не завершена предыдущая дуэль.

В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.

Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.

В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.

Анализ сюжета повести "Выстрел". Характеристика героев повести. Общий анализ произведения.

От главного героя повести «Выстрел» гусара Сильвио, слывшего «первым буяном по армии», отворачивается удача - его во всем превосходит сослуживец, «счастливец» граф. Стремясь поквитаться с обидчиком, Сильвио терпеливо ждет своего часа. Наконец удобный случай ему представляется. Выйдя в отставку и женившись, граф противится дуэли. Однако необходимость сохранения чести вынуждает его согласиться на поединок.
Персонажи повести - гусары, включая главного героя, умеют получать удовольствие от жизни:
«Я наслаждался моею славою», - наслаждался Сильвио преимуществами своего положения в полку.
Тяга к удовольствиям не оставляет гусаров и после отставки:
«Медовый месяц провел я здесь, в этой деревне. Этому дому обязан я лучшими минутами жизни», - насладился граф медовым месяцем.
Граф ценит комфорт и при случае демонстрирует это. Даже во время дуэли он держится подчеркнуто расслабленно:
«Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки», - чувствует себя гусар вполне комфортно.
Равным образом граф заботится о комфорте для своих гостей:
«Граф подвинул мне кресла», - приглашает граф посетителя расположиться поудобнее.
Гусары ценят свободу. К примеру, граф раскованно общается с гостем, ничуть не стесняясь присутствия незнакомого человека:
«Разговор его, свободный...» - раскрепощенно держится хозяин.
Равным образом Сильвио дорожит своей свободой:
«Я мало уважаю постороннее мнение», - подчеркивает офицер свою независимость от постороннего мнения.
Благодаря сильному характеру Сильвио обретает определенную власть над своими товарищами:
Сильвио приобрел «сильное влияние на молодые... умы», став в своем круге влиятельным человеком.
Сильвио стремится обрести власть над своим обидчиком, заставив графа подчиниться его воле:
«Жизнь его наконец была в моих руках», - во власти героя лишить графа жизни.
Тем самым герои повести стремятся к удовольствию, комфорту, свободе и власти. Подобные потребности относятся к гедонистическим (от лат. hedone - «удовольствие»).
Между тем персонажи не всегда могут реализовать собственные стремления, равно как и сами не всегда удовлетворяют аналогичные потребности других. В этой связи герои выражают недовольство, ощущают дискомфорт, несвободу, бессилие.
Так, в определенные моменты персонажи выказывают свое недовольство. Например, один из офицеров недоволен самоуправством Сильвио во время карточной игры:
«Офицер, потеряв терпение, взял щетку и стер то, что казалось ему напрасно записанным», - задет гусар действиями игрока.
Для сравнения, граф крайне недоволен тем, что Сильвио заставляет страдать его молодую супругу:
«А вы, сударь, перестанете ли издеваться над бедной женщиной?» -протестует хозяин против бесцеремонного поведения гостя.
Подчас герои испытывают неудобство и дискомфорт. Например, рассказчик повести, от лица которого ведется повествование, ощущает неловкость от того, что его товарищ, которым он прежде восхищался, уклоняется от дуэли:
«Мысль, что честь его была замарана и не омыта по его собственной воле, эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему», - стало неловко офицеру общаться с Сильвио.
В свою очередь, Сильвио испытывает дискомфорт из-за того, что его прежний товарищ изменил свое отношение к нему:
«Может быть, мы с вами никогда больше не увидимся... Мне было бы тягостно оставить в вашем уме несправедливое впечатление», - тяготится герой разрывом отношений со своим другом.
Порой персонажи не свободны в своем выборе. К примеру, Сильвио не оставляет иного выбора своему товарищу, как откровенно с ним объясниться:
«Я жду и вас... жду непременно», - настаивает Сильвио.
Граф соглашается на дуэль с Сильвио помимо своей воли:
«Не понимаю, что со мною было, и каким образом он мог меня к тому принудить», - принудил гость своего обидчика к повторной дуэли.
В какие-то моменты персонажи ощущают собственное бессилие. Например, во время визита Сильвио все домочадцы графа
оказались в беспомощном положении:
Супруга графа «лежала в обмороке; люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели».
Аналогичным образом и сам граф пребывал в полном «смятении», будучи бессилен противостоять напору Сильвио:
«Он... кликнул ямщика и уехал, прежде чем успел я опомниться», -признается граф, что его воля была подавлена.
Героев произведения отличает не только определенный набор склонностей, но и характерные способы достижения своих целей.
К примеру, в жажде удовольствий Сильвио не знает меры, всласть упиваясь раздольной гусарской жизнью:
«Мы хвастались пьянством: я перепил славного Бурцова», - упивается гусар своей славой «первого буяна по армии».
Между тем после отложенной дуэли с графом Сильвио испытывает сильную неудовлетворенность:
«Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив», -не смог удовлетворить герой свою жажду мщения.
Имея тягу к комфорту, некоторые персонажи могут себе позволить вести вольготную жизнь. Например, граф чувствует себя вольготно как во время службы в полку, так и у себя дома:
«Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью», - сибаритствует богач в своем поместье.
На фоне комфортабельных апартаментов графа его небогатый сосед, не привыкший к роскоши, ощущает себя стесненно:
«Отвыкнув от роскоши в бедном углу моем и уже давно не видав чужого богатства, я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра», - стесняется гость.
Стремление гусар к свободе при попустительстве начальства нередко провоцировало в некоторых чувство вседозволенности:
«В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии», - ведет Сильвио разгульную жизнь в гусарском полку.
Между тем и гусары порой бывают ограничены в своих возможностях. Так, Сильвио от дуэли удерживает мысль о ее возможном неблагоприятном исходе:
«Если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни, то я б ни за что не простил его. ... Я не имею права подвергать себя смерти», -скован герой в своих действиях.
Привычка иметь «сильное влияние на молодые... умы» дала Сильвио повод ощущать собственное могущество, вплоть до права распоряжения жизнями других людей:
«Я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить», - распорядился на свое усмотрение герой жизнью графа.
При этом окружающие невольно подчиняются воле Сильвио:
«Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усумнился подставить ему своей головы», - безоговорочно доверяют офицеры мастерству лучшего стрелка в полку.
Проведенный анализ характеров персонажей повести «Выстрел» показывает, что героям присущи гедонистические потребности. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами удовлетворения своих желаний, сопряженными с чертами характера.
Персонажей произведения отличает тяга к удовольствиям. Некоторые из них всласть упиваются жизнью. Вместе с тем в определенный период герои испытывают чувство неудовлетворенности, вследствие чего выражают свое недовольство.
Некоторые герои тяготеют к комфорту и нередко чувствуют себя вполне вольготно. Однако порой персонажи стеснены обстоятельствами и испытывают от этого дискомфорт.
Персонажи весьма ценят собственную свободу, порой ощущая чувство вседозволенности. Вместе с тем подчас герои ограничены в своем выборе, а при определенных обстоятельствах полностью несвободны в нем.
Главный герой - сильная личность, которую отличает стремление к власти. Ему приятно ощущение собственного могущества, когда он волен распоряжаться жизнью другого человека. При этом окружающие невольно подчиняются силе характера персонажа, ощущая собственное бессилие ему противостоять.

Анализ персонажей характеристика сюжета повести Выстрел.

Огромное влияние на развитие русского языка и литературы оказало творчество известного всему миру поэта Александра Пушкина, который создал много замечательный и удивительных по своему таланту и глубине произведений. Одно из них - «Выстрел», в котором интересно все: и композиция, и сюжет, и главные герои. Многоуровневость композиции пушкинского произведения позволяет автору ввести в рассказ несколько рассказчиков и сюжет, который оказывается сложным по своему построению.

Автор решает прямо на глазах читателя переложить авторство другому человеку, от лица которого и идет все повествование. Поэтому повествование всей повести ведется от лица Ивана Петровича Белкина. Пушкин это задумывается не случайно, а чтобы глубже показать действительность и описать те нравы, которые царили в это время. Такое «мнимое» авторство позволяет Пушкину рассказать о судьбах своих героев, показать их желания и мечты. На фоне судьбы героев показана и широкая, но обобщенная картина русской жизни девятнадцатого века. Все события пушкинского произведения подчинены реальности, то есть они привязаны к конкретному месту и временному промежутку.

Главные герои пушкинской повести сначала влюбляются. Они влюблены, и это их состояние позволяет автору показать завязку основных событий сюжета. Главным действующим персонажем повести является Сильвио. Он бывший гусар и по пушкинскому описанию было видно, что ему около тридцати пяти лет. Но эта опытность лишь только помогла ему, давая некие преимущества. А его и угрюмость, и крутой нрав и даже злой язык очень сильно влияли на молодое и еще неопытное поколение. Но главная его особенность все-таки состояло в том, что вокруг него всегда была какая-то таинственность. Например, она окружала его судьбу: о нем было известно немного, он вроде бы был русским, но при этом у него почему-то было иностранное имя.

Любил пушкинский герой и читать, но книги были или военные, или же романы. А если вдруг кто-то просил у него книгу на время, чтобы почитать, то он отдавал ее с радостью и уже больше никогда не требовал назад. Но если он брал книгу, то тоже не торопился ее отдать, а чаще всего и не возвращал никогда. Основное занятие Сильвио было стрельбой из пистолета. И та тайна, которая полностью окружала этого героя, стала причиной того, что он был всем интересен.

Но в пушкинской повести есть и другое действующее лицо, имя которого автор так и не раскрывает перед читателем. О нем лишь только говорится, что этот человек был из богатой и знатной семьи. Сильвио характеризует его так: у него есть многое, например, молодость, красота, ум и бешеная веселость, беспечность и храбрость, громкое и знатное имя и деньги, которые у него были всегда и он не боялся, что когда - нибудь они могут закончиться. Деньги, кстати, у него никогда и не переводились. И вот теперь такой герой появляется в том обществе, где и существовал Сильвио. Для этого общества было все странным и далеким. Сильвио честно говорит о себе, что сразу же стал его ненавидеть. А его успехи среди других сослуживцев или в женском обществе приводили его в отчаяние. Поэтому очень скоро Сильвио специально стал искать повод, чтобы с ним поссориться. И он нашел!

Этот персонаж является не только центральным в пушкинской повести, но и связывает несколько сюжетных линий, их движение. Уже в самом начале сюжета подчеркивается то, настолько равнодушен соперник Сильвио в сцене дуэли. Так автор описывает его: когда он стоял под дулом пистолета, которое было направлено ему на него, то он держал в руках еще и фуражку. В ней лежала черешня. Он спокойно доставал оттуда по одной ягоде, клал в рот, и потом выплевывал косточки, которые долетали до Сильвио. Такое равнодушие противника не могло не взбесить Сильвио. Но уже в финале автор показывает и смятение своего главного героя, у которого даже волосы стали шевелиться и встали дыбом.

Конечно же, мечты о мести ни на минуту не оставляют Сильвио. Честь для него становится главным, ведь предыдущее оскорбление еще не было отомщено. Поэтому-то дуэль и не закончена. Для главного героя она продолжается. Но автор показывает, что в конце повести он наконец-то сможет получить удовольствие. Читатель видит, что для него главное было не убить своего противника, недруга, которого он так сильно ненавидел, а ему нужно было успокоить свое самолюбие. Он даже отказался стрелять в того, которого совсем недавно желал убить.

Когда ему тот предлагал сделать свой выстрел, то он отказался, объяснив это тем, что ему достаточно было увидеть смятение и даже робость на лице своего противника. Ему достаточно было заставать этого равнодушного и спокойного человека сделать свой выстрел и оставить после наедине с его совестью. Сильвио прекрасно понимал, что этот человек получил хороший жизненный урок, и будет помнить его всю жизнь. Его совесть будет это все помнить.

Да, Сильвио не убил своего врага, ему это не нужно было. Для пушкинского героя важна была победа, а не то, как она будет достигнута. Сильвио увидел слабость своего противника, и это уже была победа. Он смог восторжествовать над своим недругом, не причиняя тому зла. Он просто унизил его, растоптал, показал, что у него есть превосходство над ним. У главного пушкинского героя показана сильнейшая сила духа, его мощь. Его сила красива, прекрасна, но в то же время она разрушительна и пугает.

Он горд настолько, что забывает просто о человеке. И в этом есть свое особое противоречие между дворянской честью, которая принадлежит именно этому времени и людям тогда жившим, и общечеловеческими ценностями. Пытаясь восторжествовать, Сильвио приносит горе и жене графа, которая к их конфликту никаким образом не относится. И поэтому это чувство у главного героя злое и неприятное. Но переживания графа и графини еще долго будут продолжаться. А вот Сильвио погибает, хотя и как герой.

Да, возможно, автор выбирает не всегда неординарные пути разрешения конфликтных ситуаций, но зато их помогает решить реальность. А сам Пушкин пытается научить своих читателей правильно относиться к жизни: мудро, благородно, терпимее.

«Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью.

Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком. Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей...» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.

Повесть о нравах дворян

Она глубоко психологична. Ее атмосфера - специфический социум служилых дворян. С одной стороны - имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой - увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто - надуманных или спровоцированных).

Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже. Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.

Главный герой - отставной гусар

Мы знакомимся с отставным гусарским офицером Сильвио (итальянское имя обманчиво, под ним скрывается человек сугубо русский). Ему 35 лет. Его образ жизни, как очевидно, не претерпел изменений со времен гусарской службы. Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио, отставным солдатом. Хотя, с другой стороны, домом это жилище назвать можно лишь условно. Это трудно представить нашему современнику, но по словам Александра Сергеевича, его стены и потолок изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты. Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы. О его умении одним выстрелом убить муху, не вставая с кресла, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание произведения для сравнения упоминает, что среди гусар мастером стрельбы считается попадающий с десяти шагов в карту десять раз кряду. Очевидно, что умение Сильвио - на порядок выше. И он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров. Он проницателен, он бесстрашен, он щедр с друзьями...

Мотивированная попытка избежать конфликта нового

Впрочем, однажды это уважение поколебалось... И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.

(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои - современники великого поэта.)

Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера - он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).

Ситуация накалилась до уровня дуэли... Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины. Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного). Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех - трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам...

Объяснение Сильвио Ивану Белкину

Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.

Далее, следуя правилам литературной интриги, при загадочных обстоятельствах разлучает Ивана Белкина с Сильвио Пушкин. Повесть «Выстрел» рассказывает о внезапно полученном Сильвио письме, которое тот ожидал давно. Главный герой торопился до такой степени, что уезжал немедля в ночь. Впрочем, не забывая о традициях, он пригласил офицеров на прощальный ужин, при этом попросив рассказчика прийти обязательно. Почему он по-особому относился к Белкину? Пушкин здесь достаточно убедителен. Молодой офицер до эпизода с дуэлью восторженно относился к Сильвио, считая его образцом, идеалом мужчины и офицера. Главный герой, человек опытный, наверняка ощутил перемену отношения рассказчика к своей особе. Кроме этого, Сильвио считал Белкина своим другом, поэтому и решил напоследок объяснить ему свое поведение.

Сильвио сообщил Белкину, что не имел права ставить даже под ничтожный риск (пусть даже из-за пьяного сумасброда-поручика свою жизнь), поскольку бережет ее для другой, отложенной дуэли. И из уст главного героя полилась захватывающая воображение читателей речь... Таким приемом в повествование, где прежде преобладал сугубо бытовой характер, внезапно вносит романтику Пушкин. Повесть «Выстрел» знакомит нас с воспоминаниями Сильвио о своих гусарских временах, событиях ярких, драматических...

Конфликт Сильвио и нового офицера

Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.

Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.

Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»... Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер... Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.

«Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.

Дуэль - первая кульминация повести

Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней - вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио... Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.

Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.

О таких людях говорят: «Нервы - как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.

Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» - подумал он. О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования. Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.

Решение Сильвио - морально победить соперника позже

Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.

Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио - природный лидер. Направленность его личности - постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.

О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя. А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио... Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы... Тридцать пять лет - это время, чтоб обзавестись домом, семьей... Но не таков Сильвио. Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.

Помещик Белкин гостит у графской четы

Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы... Он - поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.

В диалоге гостя и хозяев знакомит читателей с продолжением отложенной дуэли Пушкин («Выстрел»). Герои встречаются именно так, как задумал Сильвио. Он неожиданно появляется в доме визави, когда тот менее всего готов.

Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.

Об их дальнейшей беседе подробно повествует рассказ пушкина «Выстрел». Наконец полностью вырисовывается нить авторской интриги. Белкин рассказывает, что лучший стрелок, которого он знал, стрелял трижды в день. Граф справляется о его имени. Узнав же, что того зовут Сильвио, бледнеет и признается, что вторая пуля в картине выпущена им при драматических обстоятельствах.

Замысел Сильвио удался

Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.

Описанием их встречи заканчивает свою повесть Пушкин («Выстрел»). Анализ этого поединка нервов (а именно в него превращает Сильвио свое требование ответного выстрела) заканчивается его полной психологической победой.

Мастер дуэли

Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит - победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью. Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть - блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло...». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале. Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т. е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему...

Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.

Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения...

Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым. Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа. Это был феноменальный выстрел - память для графской четы на всю оставшуюся жизнь...

Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

Вместо заключения

Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и... классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:

Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).

Первая кульминация (первая дуэль).

Вторая кульминация (вторая дуэль).

Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).

«Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью.

Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком. Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей...» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.

Повесть о нравах дворян

Она глубоко психологична. Ее атмосфера - специфический социум служилых дворян. С одной стороны - имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой - увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто - надуманных или спровоцированных).

Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже. Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.

Главный герой - отставной гусар

Мы знакомимся с отставным гусарским офицером Сильвио (итальянское имя обманчиво, под ним скрывается человек сугубо русский). Ему 35 лет. Его образ жизни, как очевидно, не претерпел изменений со времен гусарской службы. Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио, отставным солдатом. Хотя, с другой стороны, домом это жилище назвать можно лишь условно. Это трудно представить нашему современнику, но по словам Александра Сергеевича, его стены и потолок изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты. Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы. О его умении одним выстрелом убить муху, не вставая с кресла, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание произведения для сравнения упоминает, что среди гусар мастером стрельбы считается попадающий с десяти шагов в карту десять раз кряду. Очевидно, что умение Сильвио - на порядок выше. И он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров. Он проницателен, он бесстрашен, он щедр с друзьями...

Мотивированная попытка избежать конфликта нового

Впрочем, однажды это уважение поколебалось... И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.

(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои - современники великого поэта.)

Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера - он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки. Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).

Ситуация накалилась до уровня дуэли... Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины. Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного). Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех - трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам...

Объяснение Сильвио Ивану Белкину

Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.

Далее, следуя правилам литературной интриги, при загадочных обстоятельствах разлучает Ивана Белкина с Сильвио Пушкин. Повесть «Выстрел» рассказывает о внезапно полученном Сильвио письме, которое тот ожидал давно. Главный герой торопился до такой степени, что уезжал немедля в ночь. Впрочем, не забывая о традициях, он пригласил офицеров на прощальный ужин, при этом попросив рассказчика прийти обязательно. Почему он по-особому относился к Белкину? Пушкин здесь достаточно убедителен. Молодой офицер до эпизода с дуэлью восторженно относился к Сильвио, считая его образцом, идеалом мужчины и офицера. Главный герой, человек опытный, наверняка ощутил перемену отношения рассказчика к своей особе. Кроме этого, Сильвио считал Белкина своим другом, поэтому и решил напоследок объяснить ему свое поведение.

Сильвио сообщил Белкину, что не имел права ставить даже под ничтожный риск (пусть даже из-за пьяного сумасброда-поручика свою жизнь), поскольку бережет ее для другой, отложенной дуэли. И из уст главного героя полилась захватывающая воображение читателей речь... Таким приемом в повествование, где прежде преобладал сугубо бытовой характер, внезапно вносит романтику Пушкин. Повесть «Выстрел» знакомит нас с воспоминаниями Сильвио о своих гусарских временах, событиях ярких, драматических...

Конфликт Сильвио и нового офицера

Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.

Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.

Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»... Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер... Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.

«Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.

Дуэль - первая кульминация повести

Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей. Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней - вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио... Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.

Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.

О таких людях говорят: «Нервы - как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.

Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» - подумал он. О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования. Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.

Решение Сильвио - морально победить соперника позже

Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.

Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио - природный лидер. Направленность его личности - постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.

О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя. А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио... Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы... Тридцать пять лет - это время, чтоб обзавестись домом, семьей... Но не таков Сильвио. Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.

Помещик Белкин гостит у графской четы

Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы... Он - поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.

В диалоге гостя и хозяев знакомит читателей с продолжением отложенной дуэли Пушкин («Выстрел»). Герои встречаются именно так, как задумал Сильвио. Он неожиданно появляется в доме визави, когда тот менее всего готов.

Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.

Об их дальнейшей беседе подробно повествует рассказ пушкина «Выстрел». Наконец полностью вырисовывается нить авторской интриги. Белкин рассказывает, что лучший стрелок, которого он знал, стрелял трижды в день. Граф справляется о его имени. Узнав же, что того зовут Сильвио, бледнеет и признается, что вторая пуля в картине выпущена им при драматических обстоятельствах.

Замысел Сильвио удался

Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.

Описанием их встречи заканчивает свою повесть Пушкин («Выстрел»). Анализ этого поединка нервов (а именно в него превращает Сильвио свое требование ответного выстрела) заканчивается его полной психологической победой.

Мастер дуэли

Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит - победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью. Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть - блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло...». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале. Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т. е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему...

Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.

Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения...

Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым. Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа. Это был феноменальный выстрел - память для графской четы на всю оставшуюся жизнь...

Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

Вместо заключения

Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и... классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:

Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).

Первая кульминация (первая дуэль).

Вторая кульминация (вторая дуэль).

Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).